Участие взрослых в играх детей

Огромное воспитательное значение имеет участие взрослых в играх детей. Родители могут не только организовывать игры и занятия детей, но сами играть с ребенком, особенно, когда дети еще маленькие и не умеют самостоятельно придумывать игры.

Принимая участие в занятиях детей, взрослые сами создают обстоятельства такой деятельности, которая является полезной для детей. Поэтому после работы важно, чтобы родители проводили свой досуг с детьми до их сна, находили для этого время каждый день, а не листали сидя на диване газету с объявлениями, или не проводили вечер, уткнувшись в экран компьютера или телевизора.

В сквере, парке можно наблюдать такую картину: малыши, молча или что-то бормоча себе под нос, лопаткой играют в песочнице. Мамы, бабушки, няни в это время собрались в разных уголках площадки, занятые своими разговорами, иногда кто-то из них подходит к ребенку, чтобы поправить ему шапочку или штанишки, и возвращается обратно. При недоразумении между детьми взрослые кричат с места, призывая их к порядку.

Однако так не должно быть. Во время прогулок взрослые должны находиться рядом с ребенком. Если он играет песком, то можно обсуждать его строительные или «кулинарные» успехи. Когда ему надоест играть песком, он может захотеть рисовать. В таком случае необходимо участие мамы, она находит два «карандаша» (две палки), и они вместе начинают рисовать на земле. Мама может нарисовать поезд, а дым из трубы нарисует ребенок, можно вместе нарисовать дом, лодочку, машинку, цветочек и т.д... Художественные задумки могут быть самыми разнообразными.

К такому ребенку начинают подходить другие дети, которые с интересом смотрят на его занятия. Тогда взрослый может обратиться к детям: «Вы тоже найдите себе« карандаши »и рисуйте!» Дети, как воробьи, разлетаются в разные стороны и через мгновение появляются веточками: «Давайте рисовать!» И уже вскоре земля вся изрисована — пароходы, дома, поезда, машины и т.д…

Но и от этого дети быстро устают. Тогда взрослый может предложить всем вместе побегать по кругу возле клумбы или на детской площадке. Дети спотыкаются, иногда падают, но все довольны. Так воспитывается потребность быть в коллективе, иметь друзей. Это особенно необходимо тем детям, которые не посещают дошкольные учебные заведения.

Для группы детей можно организовать подвижные или ролевые игры: хороводы, догонялки, прятки,  дочки-матери, «в магазин» и т.п. Нужно учить ребенка находить партнера в игре, чтобы он мог удовлетворить свою потребность в общении с другими детьми. Надо отметить, что в младшем возрасте (от двух до четырех лет) дети чаще играют вдвоем — втроем. С большим количеством участников они играют тогда, когда игру организует взрослый.

Совместные игры необходимы, потому что в дальнейшем формируется самосознание члена коллектива. Кроме того, в совместной игре дети исправляют свою речь, проявляют инициативу, настойчивость. Даже конфликты, которые возникают у детей во время игры, имеют воспитательное значение. Тогда в детские конфликты вмешиваться не всегда целесообразно. Вмешательство требуется в том случае, когда поведение какого-то ребенка негативно влияет на других игроков. Лучше дать совет самостоятельно решить недоразумение. При этом ребенок должен приучаться, с одной стороны, подчинять свои личные желания требованиям коллектива, а с другой — уметь отстаивать собственные интересы и желания.

* * *

Фото: Fotolia.com © Alena Ozerova