В разные периоды жизни ребенок развивается по-разному. Развитие происходит последовательно – сначала развивается одно, затем начинает формироваться что-то другое, затем третье и так далее. Что и когда развивается у ребенка, предлагаю рассмотреть в этой статье.

Развитие ребенка дошкольного возраста

Я хочу поговорить с вами о самом важном, что позволит вам воспитать ребенка здоровым психически и физически.

Развитие движений, речи и эмоций 1-3-летнего ребенка

1-3 года – активное развитие движений, эмоций, речи. Это то, на чем мы должны сделать акцент. Специальные занятия детям от года до трех точно не нужны, а вот играть с ребенком можно и нужно во все, что ребенку интересно. С мелкой моторикой тут еще можно подождать, потому что ребенку многое самому интересно, он все пробует, он разминает, он раскладывает, ломает, он разбирает все, что можно разобрать. Не забываем про «большие движения», потому что формируется ходьба, которая начинает формироваться в полтора года, а будет сформирована только к 9-10 годам. Поэтому ребенок должен ходить, бегать, прыгать, лазать. Он еще не может играть в мяч, ему сложно будет ловить, но кроме того, он осваивает все бытовые движения – он держит столовые приборы, он учится застегивать и расстегивать пуговицы, он учится раздеваться и одеваться. Это все движение.

Речь. Это то, что активно начинает формироваться в этом возрасте, поэтому мы должны поддерживать развитие речи, мы должны разговаривать с ребенком. Даже, если он сам не говорит, с ребенком нужно говорить, ребенку нужно читать, ставить аудиозаписи, потому что аудирование – очень важная вещь. И при этом нужно рассуждать, рассказывать, спрашивать ребенка, провоцировать его на то, чтобы он сам задавал вопросы. Делать это всегда и везде. Помогает или мешает он вам на кухне, укладываете ли вы его спать, гуляете ли вы на улице, но я хочу напомнить вам, что говорящую маму, у которой не закрывается рот через какое-то время ребенок вас не слышит. Лучше спрашивайте у ребенка.

Эмоции. Наши эмоции, эмоции взрослых должны быть преимущественно позитивными. Конечно, если вы чем-то расстроены или вас чем-то расстроил ребенок, обязательно нужно об этом сказать. Если ребенок расстроен, постарайтесь его успокоить. Причем лучше отвлечь, чем требовать, чтобы он успокоился сам. Но если мы оцениваем что-то негативное в поведении ребенка или говорим о том, что нам не нравится – ребенок дорогой, любимый, единственный, а вот поступок мог вас огорчить. То, что ребенок сделал могло вам не понравиться и чем спокойнее вы будете об этом говорить, тем больше эффекта это может произвести.

Развитие движений, речи и эмоций 3-4-летнего ребенка

В 3-4 года речь остается и развиваем ее как можем всегда и везде и очень активно используем аудирование. В 3-4 года дети очень любят рифмовать, они начинают любить учить стишки, их нужно поддержать в этом и этому нужно уделить внимание. В противном случае это потом куда-то исчезает.

Активность. Уделяется большое внимание «большим» движениям. Подвижные игры должны быть обязательно, дети должны учиться играть с предметами, с мячом, с кеглями. Это период почемучек, когда расширяется кругозор ребенка, когда ему интересно все обо всем. Но рекомендую вам в этом возрасте избегать механического заучивания. Если ребенка что-то интересует, подумайте, как объяснить, чтобы было понятно, чтобы это не были механически заученные сведения.

Эмоции. Лучший вариант – настольный театр для того, чтобы расширять эмоциональный репертуар ребенка. Обсуждайте книги, фильмы, походы в театр, на выставку. Но не злоупотребляйте, ведь даже от положительных эмоций можно устать. Не перегружайте ребенка эмоциями, если у него подвижная, слабая нервная система.

3-4 года – это период, когда у ребенка начинают формироваться коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми – ребенок учится знакомиться с детьми, играть с другими людьми.

Помните, я говорила, что до 3 лет дети играют рядом, но не вместе, а в 3-4 года им уже хочется играть вместе. Часто попытка влиться в коллектив может закончиться неудачей и нужно научить ребенка, как знакомиться, как реагировать, что делать, если кто-то не хочет отдавать игрушку. Про «свою игрушку» тоже очень сложно. До 4 лет отдать свою игрушку практически невозможно, но можно поменяться. Отдать и не получить чего-то взамен ребенку очень сложно. Поэтому мы учим ребенка коммуникациям с другими детьми и чужими взрослыми. Учим простейшим навыкам, как поздороваться, как попрощаться, как что-то попросить, а не хватать понравившуюся игрушку.

Развитие 4-5-летнего ребенка

4-5 лет – речь, движения, эмоции, запас сведений и знаний, коммуникации, творчество. Здесь начинается более системная, более глубокая работа по развитию ребенка. Можно формировать специальными играми и заданиями внимание, память, восприятие, мышление.

5-7 лет – речь, движение

Добавляются графические движения, потому что идет подготовка к письму. И мы продолжаем игры, ходим в театр, читаем книги, смотрим мультики, и обязательно все обсуждаем, рисуем, лепим. Продолжается развитие коммуникаций, мы продолжаем учить ребенка речевым формулам, проигрываем новые ситуации общения, ситуации социализации, тогда ребенку будет легче, когда он окажется в реальной ситуации нового общения.

Это период, когда ребенок учится осознавать, что такое хорошо и что такое плохо, кто я, я – мальчик или девочка, я живу в такой семье, у меня папа, мама, у них такая-то профессия. Ребенку в этот момент интересно все, он хочет заслужить ваше поощрение, он очень хочет услышать вашу поддержку. Не скупитесь, не жалейте ни любви, ни ласки, ни добрых слов. Любовью ребенка испортить нельзя.