самооценка заниженаВ прошлой статье про низкую и высокую самооценку мы разобрались в разнице между ними – как можно провести черту различия и увидеть себя и свое поведение. В этой статье хотелось бы все конкретизировать и описать причины формирования низкой самооценки и последствия ее формирования.

Причины формирования низкой самооценки

Основной причиной низкой самооценки является детская психическая травма, в результате которой образуется травматическое пространство, в котором есть раненный ребенок и тот, кто его ранит.

И тот, кто ранит превращается в своеобразного монстра. И в психике ребенка эта фигура травмирующего монстра настолько сильна, что формирует мировосприятие ребенка.

Почему результат от тренингов по повышению самооценки кратковременный?

Почти все современные тренинги не затрагивают глубинные слои психики и в большинстве из них исправление самооценки идет с помощью тех или иных форм, например, запретов на проживание тех или иных негативных чувств, проигрывание новых форм поведения и т.д. Но в результате на тот негативный сценарий, что у нас внутри мы пытаемся наложить какой-то новый сценарий и получается, что, образно говоря, на старый кулич мы пытаемся наложить новую глазурь в надежде, что это изменит его вкус. И тут все довольно ясно – если кулич в своей основе не вкусен, то ничего и не изменится, чем бы мы его не поливали.

Поэтому часто такие тренинги и не помогают.

Как поработать с низкой самооценкой

Для того, чтобы повысить самооценку, предлагаю провести такое упражнение. Для его выполнения вам нужно сесть максимально удобно, расслабиться, закрыть глаза (если вам так удобно) и постарайтесь воскресить в своем сознании самое травмирующее воспоминание из детства. Это воспоминание должно быть обязательно связано с родителями и, как правило, это не одно какое-то событие. Если вспоминается что-то одно, то скорее всего оно имело регулярную основу, так с вами поступали не раз. Вспомните, что это было – может часто обвиняли, критиковали, часто кричали, не верили в ваши способности, бросали в трудных ситуациях.

После того, как вы увидели/представили, ваша следующая задача – увидеть, как вы делаете с собой то же самое – как вы кричите на себя внутренне, как ругаете себя, как не верите в себя, как запрещаете себе проявлять свои чувства, как вы не верите в свою женскую силу, привлекательность и т.д. Проанализируйте, как вы сами наносите удары по своей самооценке. Найдите эти параллели, что вы делаете с собой.

Этот шаг – анализ того, как вы сами сейчас наносите удары по самооценке, является важным и если сделать его из позиции взрослого, а не из позиции ребенка, то можно уже прямо сейчас пойти на повышение самооценки. Это первый шаг из проблемы.