Мы уже говорили о критике и о том, как можно реагировать на нее. В этой статье я хочу рассмотреть 2 вида критики и разобрать ошибочные способы реагирования. О правильных реакциях мы поговорим в другой статье.

Какая бывает критика

Критика может быть обидной для нас, а может быть и полезной, может разрушать нашу личность, а может иметь созидательный фактор.

Критика бывает:

  1. Унижающая (которая унижает личность, оскорбляет, обесценивает качества характера, черты, чувства, ценности, вкусы, указывает на недостатки). Еще такую критику можно назвать деструктивной.
  2. Конструктивная (в отличие от деструктивной, показывает, как сделать лучше)

Рассмотрим данные виды критики на примерах (деструктивная * конструктивная).

  • Ну у тебя и наряд! Ничего лучше не мог(ла) напялить?! * С этим пиджаком лучше носить желтые ботинки;
  • Куда прешь? * Обойдите левее;
Как мы обычно реагируем на деструктивную критику? Конечно же, обижаемся, затаиваем обиды или же начинаем оправдываться. Как показывает практика (или сама жизнь), эти способы реагирования не просто неэффективны, а даже губительны для личности.

Ошибочные реакции на критику

Молчание. Или тактика замирания. Молча выслушивая критические замечания в свой адрес вы, возможно, думаете так: «Слово серебро, а молчание золото». Лучше, конечно, молчать, чем оправдываться или атаковать в ответ. Но это довольно вредно для здоровья, когда вы молча глотаете оскорбления, не отреагировав правильно. Это все накапливается внутри вас, постепенно превращаясь в комплексы. Если вы реагируете именно так, знайте, отрицательным эмоциям и переживаниям требуется выход! Побейте подушку, поорите в лесу или выругайтесь в каком-нибудь уединенном месте.

Как же критикующий может воспринимать ваше молчание? Тут 2 варианта – либо как «ты молчишь мне назло», либо как «молчание – знак согласия», т.е. признав справедливость его слов.

Оправдание. Или тактика уклонения. Вы сообщаете обидчику, что вы не виноваты, так сложились обстоятельства, что замечание несправедливо и начинаете приводить те или иные доводы в свое оправдание в качестве защиты.

На самом деле не нужно оправдываться ведь тем самым вы занимаете позицию униженного (или детскую позицию). А самое главное, наши оправдания не интересуют критикующего. Если, к примеру, человек в холод прождал нас час в условленном месте, то его уж точно не заинтересуют причины нашего опоздания. Ведь так. Его могут успокоить слова: «Прости, мне неудобно за случившееся. Чем я могу загладить вину?»

Контратака. Или тактика ответного удара. В этом случае вы отвечаете «От такого и слышу!», «Ты на себя-то посмотри!», «Сам такой!» и так далее.

Этот способ ошибочен тем, что он всегда провоцирует конфликт. И в нем напрочь отсутствует созидательный мотив – как итог потрепанные нервы и испорченные взаимоотношения с человеком. Да, вспышка гнева помогает разрядиться, выплеснуть негативные эмоции, НО превращает в пепел мосты к нормальному разрешению возникшей проблемы. Наиболее полезно будет просто выговориться о собственных чувствах, чтобы освободиться от них: «Я зла на тебя потому, что …».

Я привела наиболее распространенные ошибки в реагировании на критику. Если вы узнали в них свое поведение, срочно искореняйте эти ошибки. Как вести себя правильно при критике, читайте в статье Как правильно реагировать на критику.