Мы уже говорили о том, зачем нужна агрессия, в этой статье я хочу затронуть темную сторону агрессии и поговорить о том, какой вред она может принести нашей семье, в частности нашим детям. Агрессия может нанести травму детской психики. Как понять, когда агрессия родителей травмирует ребенка?

Агрессия травмирует, если:

Факт №1. Она внезапна и совсем не адекватна ситуации. При этом ребенок не получает потом разъяснений, извинений, утешений. Как правило, если вы не впадаете в аффект, то мы можете вполне адекватно реагировать злостью. Например, вы говорите ребенку: «Мама закипает, еще пару раз и мама взорвется», т.е. вы сообщаете ребенку, что у вас внутри уже очень много накопилось злости.

Хуже всего терпеливым мамам, которые долго терпят, а потом он не убрал свои ботинки, и она выдала ему за весь месяц своего терпения. Не только ему, а еще за то, что она натерпелась от мужа, от начальника или еще от кого-то.

Поэтому, если такое случилось с вами, вы впали в аффект и разбушевались, вы по крайней мере потом извинитесь и утешите, успокоите ребенка, когда сами уже успокоились, объясните, что вина не в нем, а в том, что накопилось, кто-то разозлил на работе.

Дети легче переносят родительскую агрессию, если она не чревата потерей важного для ребенка, если она не чревата потерей связи (например, если вы не говорите: «Все ты мне не дочь (или сын)! Убирайся отсюда! Уходи из дома!»), если вы не лишаете ребенка места, его роли вашего ребенка. Собственно, ему легче выдерживать злость, если он понимает, что это пройдет, например, когда вы говорите, что вы сейчас злы и некоторое время к вам не подходить, если не хочешь получить по полной. Тогда детям легче понимать, что это временно.

Факт №2. Она унижает человека и угрожает его достоинству. Поскольку унижение связано с достоинством, когда вы злитесь на ребенка и при этом как-то его унижаете, он чувствует себя плохим, ему стыдно, то это, конечно, наносит ему травму. От этого бывает очень трудно вылечиться.

Человек, у которого нет достоинства или подорвано достоинство, у него очень мало прав, у него нет ощущения прав. Тогда такой ребенок ловит унижение уже в мире (не в семье, а в мире), его будут унижать одноклассники или учителя, и он не будет знать, как отреагировать, потому что он и вам не смог ответить на унижение. Если на унижение ваш ребенок бунтует и возмущается, то тогда больше шансов, что травмы у него не будет. Потому что у него есть понимание, что так его унижать нельзя и он в этот момент протестует, борется за свои детские права, чтобы вы его не унижали. Это, конечно, ситуация более позитивная, нежели, когда ребенок подхватывает унижение, потому что боится вам возразить, боится ваших санкций.

Поэтому по возможности не унижайте ни своего ребенка, никого другого и не разрешайте унижать вас, конечно же. У нас культура, особенно у женщин очень нечувствительная к унижениям в их адрес. Советский садик и школа очень любила унижать. Наследие в этом смысле не самое благополучное. Но многие современные дети чувствительны и многие дети не позволяют себя унижать и это очень отрадно. Это на самом деле очень оздоравливает общество.

Факт №3. Задача агрессирующего – специально причинить боль, помучить, наказать, осознавая, что попадают другому в самые больные места, то есть пользуются доверием. Это бывает у людей с садистическими наклонностями. Это, как правило, человек, которого тоже кто-то наказывал. Например, мать наказывает дочь, которая пришла не вовремя с дискотеки тем, что прикидывается умирающей или уже умершей – вот это тоже чистой воды садизм. Понятно, что она бессознательно пыталась наказать дочь за то, что та куда-то ушла, ее оставила.

Это травмирует, потому что человек начинает думать, что то, что он делает это страшно запретно, что совсем нельзя заниматься своей жизнью.

Девочка, которая выросла в таких условиях, где мать ее наказывала, она потом вообще не разрешает себе заниматься своей жизнью, ей потом страшно и непозволительно, и если она потом, например, едет со своим мужем в отпуск, то у нее такая тревога и она даже не понимает почему. Она подсознательно понимает, что если она стала заниматься своей жизнью, то кто-то умрет. Это все потому, что мама торговала своим здоровьем и своей жизнью таким способом.

Мамы пользуются безграничным доверием и сильнейшей привязанностью ребенка. Представляете, что чувствует ребенок, видя умирающую мать? И он начнет делать все что угодно, чтобы это не повторялось, а мама, видя, как это прекрасно работает, повторяет это снова и снова.

Факт №4. Когда силы не равны. Есть разность субординаций (вы что-то можете, а в отношении вас нельзя), невозможность ответить, бессилие, бесправие. Есть разные субординации родитель-ребенок, начальник-подчиненный, много бессилия, бесправия, то такая агрессия, например, от вашего руководителя или от вашего родителя, когда вы не можете ответить даже своим расстройством (например, родитель разорался, ребенок расплакался). Когда ребенок не может ответить, это заставляет его быть таким беспомощным и очень тяжело это переживает.

Факт № 5. Другой по каким-то причинам не может проявлять свои чувства в ответ на проявленную агрессию. Например, мы не можем по каким-то причинам в ответ начальнику сказать, как сильно он нам не нравится или сказать директору школы, что они несправедливо поступают, что учитель виноват, а не ребенок.

Если ребенку никто не помогает справиться с несправедливой ситуацией, то это тоже может травмировать, у него может возникать такое ощущение, что он может оказаться бесправным, бессильным и любой, кто обладает властью над ним, может сделать с ним все, что угодно. Поэтому это тоже может травмировать.

Теперь вы знаете, что агрессия имеет два полюса – положительный, когда важно уметь проявлять в мир свои негативные чувства и отрицательный, когда агрессия родителей травмирует ребенка и окружающих, близких для нас людей. Будьте мудры в реакциях и поступках и тогда никакие негативные последствия вас не коснутся.