Добрый день, уважаемые родители, педагоги или люди, неравнодушные к проблеме воспитания всесторонне и гармонично развитых детей. Много лет проработав в детском саду, вырастив троих своих детей, я нашла ответ на вопрос: как влияет рисование на развитие ребенка. Дошколята, которые самовыражались посредством рисунка, чье творчество взрослые не оценивали с позиций «похоже — не похоже», вырастали более уверенными, позитивными, чем их сверстники. Поэтому и дома, и на работе я уделяла особо пристальное внимание развитию творческих способностей.

Ума палата

Знаете ли вы, что самостоятельная генерация образов и выплескивание эмоций на бумаге развивает интеллект? В процессе рисования, не подражая образцу, малышу приходится осмысливать и открывать новые грани в привычных явлениях, устанавливать связи между предметами. Креативность мышления зарождается еще в детстве.

Как педагог, я знаю, насколько большую роль играет наглядность в обучении. Но воспитатели и родители не учат! Они развивают, закладывают фундамент будущей успешности в выбранном виде деятельности. При чтении художественной литературы, прослушивании музыки следование эталону губительно для фантазии и воображения.

  • Дома и на работе я устраиваю музыкальную паузу. В свободное время включаю ненавязчивые классические мелодии или песни детских композиторов, раздаю восковые мелки, цветные карандаши, краски, и предлагаю нарисовать образы, которые рождает музыка.
  • Укладывая детвору спать, читаем книги, рассматривая красочные иллюстрации. С некоторыми сказками знакомлю малышей, намеренно выбирая «скучные», «взрослые» книги – в черно-белом цвете, без ярких картинок. А потом даю задание самостоятельно нарисовать главного героя. Таким, каким они его себе представляют.
  • Предлагаю самостоятельно придумать сказку и создать в ней свои иллюстрации. Дома лежит несколько самодельных, аккуратно прошитых книжечек – результат творческой работы детворы.

Что ты чувствуешь, малыш?

Детские рисунки – не только инструмент для развития мыслительных процессов и творческих способностей. Они отражают эмоциональное состояние крохи, многое рассказывают о его страхах, ожиданиях, переживаниях. Психологи используют специальные рисуночные методики для выявления климата в детском саду и семье, страхов и ожиданий.

Любящие родители, в первую очередь, обратят внимание на цвета, которые используются в рисунке. Чем больше ярких, сочных красок, тем позитивней мироощущение малыша. Черный, серый цвет свидетельствуют об унынии, тревоге. Красный говорит о повышенной активности и агрессии (не всегда).

Интересны сюжеты детских картин. Девочки с удовольствием прорисовывают мельчайшие детали. Мальчики – отображают предмет в целом, но всегда готовы обозначить и озвучить действия, совершаемые против них.

Посредством рисунка дети выплескивают накопившиеся негативные эмоции. Не мешайте крохам «портить» бумагу неумелыми каракулями. Оставьте ребенка наедине с самим собой. Позвольте ему разрядиться.

Точность – вежливость королей

Поскольку я не художник, а работник детского сада, помимо развития творческих способностей и мыслительных процессов, первоочередной задачей в своей работе считаю подготовку ребят к школе. Особое внимание уделяю мелкой моторике. Несложные «рисовальные» упражнения развивают глазомер, готовят руку к письму.

  • Соедини точки: готовые задания беру в сети, распечатываю и предлагаю угадать, какую картинку скрывают точки.
  • Раскраски: очень нравятся малышне, особенно девочкам. Оставляют простор для воображения в вопросе сочетания цветов.
  • Рисование узоров: учит ориентироваться на листе, выполняется за счет указаний воспитателя или родителя, линии проводятся по клеткам.
  • Рисование по образцу: независимо от наличия или отсутствия таланта, помогают научиться создавать красивые картины, изображения предметов, животных. Меня выручает курс Ирины Колобовой по рисованию для детей. Результаты видны уже с первого занятия.

Не знаю, стала ли изобразительная деятельность тому причиной, но у меня улучшились взаимоотношения с моими маленькими воспитанниками, всем коллективом. В детском саду я незаменима: Новый год, Осенний праздник или иное торжество – помогу оформить зал, нарисовать стенгазету, подобрать украшения. Точно одно знаю: от ИЗО толк есть!

Предоставьте малышам свободу. Разрешите им рисовать на асфальте, бумаге, песке. Учите работать разными по технике материалами. Помогите им отпустить в свободный полет фантазию и воображение!

А что думаете вы, уважаемые читатели и подписчики? Нужно ли детворе давать шаблон для подражания? Или лучше максимально избегать его, сохраняя свежесть взгляда и оригинальность. Интересно прочитать ваше мнение в комментариях. Привлекайте к обсуждению друзей из соцсетей. Думаю, они с радостью поделятся ценным опытом. На этом прощаюсь с вами. До следующих новостей!

О. Фатеева