Ребенок не слушается: 5 простых советов для мамы

Ситуация, когда ребенок не слушается, знакома любому родителю. В этом случае зачастую говорят, что у него невыносимый характер или наступил очередной поведенческий кризис, но мало кому в голову приходит мысль о том, что не выполняет он приказаний родителей не потому, что хочет им досадить, а потому что банально не слышит или не понимает, чего от него хотят.

Нет, речь не идет о проблемах со слухом, а о том, что свои пожелания нужно научиться формулировать правильно, так как далеко не всегда то, что очевидно для родителя, столь же ясно и для ребенка. Остается лишь попробовать сделать это.

Пункт первый: прекращаем говорить аллегориями

 

Ребенок не слушается не столько потому, что хочет продолжать бросаться песком, а потому что не понимает, что нужно сделать после фразы мамы: «Ну что же ты делаешь то!». Аналогично воспринимаются разговоры на тему: «Давай-давай, суй пальцы в рот дальше, глядишь, червяки заведутся» или «Вот у всех дети как дети, а ты!».

Если хочется получить послушание, требования необходимо выдвигать четкие: не лезь на горку, иначе упадешь; не бросайся песком, иначе насыплешь в глаза; не облизывай сосульку, можешь заболеть. Чем короче приказ, тем проще он для восприятия.

Увы, как бы это крамольно не звучало, но в первые годы жизни малыш воспринимает команды также, как и дрессированная комнатная собачка, т.е. чем они проще, тем лучше результат.

Пункт второй: последовательность действий

 

Может показаться странным, но для ребенка слова о том, что нужно собираться на прогулку, не ассоциируются с тем, что после этого вы пойдете гулять. Ребенок не слушается в этом случае потому, что не понимает, зачем это нужно. Если же мама скажет, что сперва нужно надеть комбинезон, затем ботинки, потом идти гулять (и все это делать с паузами, по мере выполнения команды), то процесс одевания будет более простым.

Пункт третий: избегаем отрицаний

 


Есть мнение, что фразы, начинающиеся с частицы «не», не воспринимаются детским подсознанием. Проще говоря, когда мама в сотый раз говорит малышу «не лезь», он продолжает воспринимать это как указание к действию. Если ребенок не слушается и капризничает, есть смысл попробовать пересмотреть даваемые ему указания и начать формулировать их без «не»: вместо «не беги» — стой, вместо «не трогай» — брось и т.п.

Пункт четвертый: предлагаем альтернативу

 

Часто проблемы у родителей возникают в присутственном месте, особенно во время прогулок. И для того чтобы облегчить процесс выполнения решений, не стоит говорить категорично о том, что пора домой.

Гораздо легче пойдет процесс, если предложить пойти купить сока или посмотреть мультики. Равно как и обеспечить выбор при формировании обеда: если поставить перед малышом вопрос о том, будет ли он брокколи или цветную капусту, утвердительный ответ на одно  из предложений обязательно последует, что позволит маме сохранить свои нервы. Но этот пункт ориентирован на детишек в более старшем возрасте, после двух, а то и трех лет.

Пункт пятый: постоянство

 

Если мама запрещает конфеты, а бабушка разрешает, или же сегодня мама дала смотреть телевизор, а завтра сообщила, что это вредно, то ничего удивительного в том, что ребенок не слушается, нет.

Значение слова «нельзя», равно как и ситуации, к которым оно применяется, должны быть постоянными и очевидными.

Кроме того, не стоит пытаться запретить абсолютно все, иначе непослушание просто гарантированно. Дети по натуре исследователи и отказаться от познания мира просто невозможно.

Елена Кириченко для сайта violet-lady.ru