На сегодняшний день остро стоит вопрос – нужно ли игнорировать плач новорожденного? Я с рождением второго ребенка с этим вопросом разобралась. У меня было интуитивное мнение, что игнорировать плач ребенка нельзя ни в коем случае, а вот представители старшего поколения мне твердили: «Не подходи! Разбалуешь! Поплачет и успокоится!». Он, может, и успокоится, но впоследствии возникнут проблемы…

Плач новорожденного – это естественная возможность малыша привлечь к себе внимание. Почему плачет новорожденный, мы разобрали в другой статье. Одно время существовала гипотеза, что, если не реагировать на плач малыша, то по идее он сам научится успокаиваться, он будет спокойным и это упрощает жизнь родителям. Идея эта возникла из наблюдения за детьми, которые находятся в доме ребенка, когда к ним не было возможности подходить регулярно и часто брать на руки, детки действительно переставали плакать.

Но все упирается в задачи относительно нашего ребенка.

Совсем недавно появилась возможность измерять уровень стресса не по анализу крови, а по слюне (или по моче в том числе), и исследования показывают, что дети, которые находятся в детских домах действительно в какой-то момент перестают плакать, но при этом у них очень высокий уровень гормона кортизола в крови. Это ситуация, когда он внутри очень сильно переживает, просто внешне он это перестает показывать.

Дети действительно стараются быть эффективными, им нельзя тратить так много энергии. Если посмотреть на малыша, который плачет, он даже иногда потеет, он очень сильно переживает, и если это будет продолжаться бесконечно, то это мешает развиваться, поэтому дети эти неработающие вещи отключают. Поэтому мы имеем внешне спокойного ребенка, но внутри у него очень много гормона стресса.

Если вспомнить, то в первые 3 года у ребенка идет очень активный рост головного мозга. На первом году у малыша развивается большинство систем, потому что на момент рождения наш ребенок еще не зрелый, он наращивает нервную систему, формируется иммунная система, головной мозг. Чтобы все это благополучно формировалось, гормоны стресса, особенно на высоком уровне нам не нужны. Гормоны стресса сильно тормозят развитие.

Теперь вы точно понимаете, нужно ли реагировать на плач ребенка или его можно игнорировать.

Как я уже сказала, с рождением своих детей я неоднократно получала рекомендации от мам, свекровок, бабушек, которые настаивали: «Не подходи лишний раз, не бери ребенка, иначе ты его приучишь к рукам». Нужно понимать в этот момент, что плачет он по уважительной причине, он научится потихонечку и потом не будет плакать так много. Такое бывает только в первые 3 месяца у малыша, потом он становится спокойней.

Детки, на плач которых откликаются родители, учатся дифференцировать те состояния, которые у них происходят. Изначально, в первые дни после родов ни один ребенок не понимает, почему ему сейчас так плохо, есть какой-то общий дискомфорт, но при этом он не может совершенно точно отследить хочет он кушать или хочет в туалет, или он ужасно устал, или он просто замерз и ему нужно согреться. Обучение происходит только в процессе общения с родителем.

И сразу хочу сказать, что ребенок – это такой интерактивный проект, вы друг на друге учитесь нажимать те или иные кнопочки и понимать, что что-то происходит или не происходит, и вы подбираете, что сейчас ему нужно. Каждая мама ищет подход к своему ребенку, потому каждый человек уникален, нет правил, которые подходили бы всем без исключения.

Часто в интернете я встречаю вопрос мам: «Где эта инструкция к ребенку?». Инструкция не будет хороша, потому что вы будете на ней сосредоточены, а не на малыше, потому что у каждого ребенка могут быть какие-то свои сигналы и если мы откликаемся на зов малыша, если стараемся ему как-то помочь, то происходит следующее – от полутора до трех месяцев малыши дифференцируют свое состояние, учатся, понимают, что сейчас происходит и начинают плакать по-разному. И мамы это замечают, и они очень хорошо в этот момент понимают, что нужно малышу.

Детки, на плач которых не откликаются (возьмем, к примеру, детей из дома ребенка), всегда плачут одинаково – у них и в 3 месяца, и в полгода плач новорожденного. Они не учатся различать, где у них что-то не так и плачут они, действительно, очень редко. Это не к тому, что у них все хорошо, они просто не замечают свои состояния и сообщают о чем-то очень-очень критичном.

Родители, бабушки, мамы говорят, если каждый раз подбегать и брать на ручки, то потом ребенок будет этим пользоваться и плакать каждый раз, когда им это захочется или станет скучно. Но теперь вы просто будете умнее, зная то, что вы сейчас прочитали. Можно опережать эту ситуацию и не доводить ребенка до состояния, когда он раскричался.

Большинство младенцев перед тем, как проснуться, издают забавные звуки, довольно громко кряхтят и при условии, что мы где-то поблизости, мы их всегда слышим. При условии, если вы подходите вовремя, то вы опередили эту ситуацию и у него уже нет той связки «чтобы ко мне подошли, нужно закричать (и погромче!)». Можно подходить и пораньше и не заставлять на себя ругаться.

Если игнорировать плач ребенка

Немного про спартанцев. Традиции ухода за ребенком были совершенно конкретные, у людей разных времен были разные задачи относительно своих детей. Если рассмотреть вариант игнорирования плача, то там такая ситуация – гормон стресса влияет на хорошее развитие ствола мозга, а там все, что отвечает за выживание, где используется минимум эмоций.

Если говорить про спартанцев, например, то это было совершенно оправдано. Таким образом выращивали воина, у которого при необходимой ситуации ничего внутри не дрогнет, у которого все заточено на выживание, и он не эмоционален.

Если мы рассматриваем сегодняшнюю ситуацию, то воины нам не нужны, поэтому не стоит игнорировать плач ребенка. Вы сейчас выращиваете активный рост мозга, все системы продолжают расти, и вы должны своим уходом поддерживать этот рост. На самом деле, когда мы ухаживаем за малышом, мы у него формируем представление об окружающем мире, о нем самом и об отношении с родителями.

Мы разобрали, что мы реагируем на плач, как мы реагируем, теперь давайте поговорим о том, какие есть у ребенка вообще есть потребности.