Некоторые тонкости в развитии детской речи

Поговаривают, что в последнее время все больше детей отстают от сверстников в речевом развитии. Логопеды в детских садах набирают огромные группы таких отстающих для занятий с ними. И если ребенок произносит много слов и прекрасно понимает, что говорит ему взрослый, то все равно его речь может иметь дефекты.

На самом деле описанная проблема существовала всегда. Даже в советские времена и еще раньше особенности речевого, психического, физического развития у малышей не поддавались какому-то одному критерию. Но только в последнее время педагоги и медики усмотрели в этом серьезную проблему.

Никто не говорит, конечно, о том, что в три года малыши в обязательном порядке должны стать вундеркиндами и легко произносить даже такие непонятные им фразы, как «концепция коллайдера» или «инновационное развитие экономики» и прочие труднопроизносимые выражения, способные вызвать удивление взрослого человека. По установленной норме, в три года ребенок обязан знать около двухсот пятидесяти слов и легко владеть ими, то есть произносить в подходящих ситуациях. Эти слова, конечно, должны связываться в целые предложения.

До трех лет в лексиконе малыша постепенно накапливаются слова, нужные ему для общения. И если в год он говорит примерно четыре или пять простых слов, то к двум годам должен знать их более пятидесяти, не считая пассивного словарного запаса, в котором хранится намного больше слов и выражений. Именно этот пассивный запас, который до поры не переходит в речь активную, помогает ребенку понимать то, что от него хотят взрослые.

Все это — норма. Дети могут знать и понимать много слов, но произносить всего с десяток или почти ничего не говорить в двухлетнем возрасте. И тогда педагоги или врачи начинают искать отклонения в его психике и посылают к психиатру. Иными словами, все, что не укладывается в обозначенные рамки, в которых проходит речевое развитие ребенка, считается отклонением от нормы.


Источник всех этих норм и критериев — настольная книга логопеда, написанная еще в шестидесятых годах видным ученым А.Н. Гвоздевым. Книга, посвященная вопросам изучения речи у детей, с одноименным названием — это, действительно, фундаментальный труд.

В течение многих лет ученый наблюдал за речью собственного сына и подробно описывал свои наблюдения. Дневник исследователя и составил основу книги. Не так давно появились и другие исследования речи детей, но не такие продолжительные и подробные, как у их предшественника.

Почти все наблюдения проводились над одним ребенком и, как правило, любящими родителями. Несколько лет скрупулезно изучать произношение группы детей сложно и почти невозможно. Сам Гвоздев порой забывал сделать запись в своем дневнике.

Но можно ли делать выводы, основываясь на наблюдениях над одним дошкольником? Скорее нет, чем да. При этом вопрос о речевых отклонениях у дошкольников актуален. Ведь так много есть детей, развивающихся не по правилам.

Все сказанное здесь, конечно, не отрицает, что причиной речевых отклонений может быть болезнь. Но часто ею может стать просто лень или упрямство. Возможно, приучая ребенка к трудолюбию, старательности и, более того, к чувству собственного достоинства и заботе об окружающих, можно добиться даже лучших результатов, чем указанные в книге Гвоздева.

* * *

Фото: Fotolia.com © Yevgeniy Zateychuk