Добрый день или иное время суток, дорогие родители! Если вы задаетесь вопросом, как детям научиться рисовать, значит, сами в этом далеко не сильны. У меня подрастает сынок. Недавно ему исполнилось 3 года. Однажды, будучи в гостях у подруги (ее дочь – ровесница моему сыну), обратила внимание на детские рисунки, закрепленные на стене. Сложилось впечатление, что рисовал их талантливый маленький мастер. Как минимум – посещающий творческую студию. Когда разговорились с мамой, я была удивлена: оказывается, дочка так хорошо овладела карандашом в домашних условиях!

Начинаем с малого

По мнению подруги, если с самого раннего возраста уделять вопросу обучения рисованию достаточное внимание, ко времени поступления в школу можно добиться серьезных успехов. Нужно немного помочь ребенку, поддержать его, заставить поверить в собственные силы.

  • Как только кроха немного подрастет, приобретите пальчиковые краски. Малыш с удовольствием будет оставлять отпечатки на листе ватмана.
  • Не нужно давать сразу в руки карандаш. Для начала купите толстые восковые мелки, пусть захватывает их ручкой так, как ему удобно. Подойдет и обычный цветной мел для изображений на асфальте.
  • Осваивайте технику создания отпечатков, которые оставляют ваткой, кистью, губкой.
  • Разрешайте смешивать краски, искать неожиданные цветовые решения.
  • Выделяйте бумагу для «каракуль», никогда не пытайтесь их улучшить, дополнить, не критикуйте автора.

Задача этого этапа – предоставить возможность развиваться, получать удовольствие от творчества.

Тихими шагами

В 3 года сын, как и другие малыши, забавен. Погрузившись с головой в процесс, незаметно уходит в игру. Которая порой сама превращается в изобразительную деятельность. По совету приятельницы, по-прежнему не вмешиваюсь в его «искусство», но создаю все условия для формирования нужных навыков.

  • Придумываю сказочные сюжеты и предлагаю помочь главным героям.

    Например, рассказываю сказку о жителях цветочной волшебной страны. Им грозит гибель, злая колдунья прогоняет тучки с дождём. Предлагаю спасти цветочки — сынок сам «создает» тучку и капельки, линии — черточки из нее. По другим сюжетам учимся изображать волны, окружности.
  • Сын часто чертит типичных для этого возраста «головоногов» — человечков из палочек и кружка вместо головы. Нет-нет, я не вмешиваюсь в процесс! Но пояснить, где у «мальчика» голова, где руки, ноги – прошу. Потом предлагаю сравнить свои ручки и туловище — что толще. Для примера обводим, как получится, конечно, по контуру любимого мишку. Постепенно у «головоногов» перестают страдать пропорции, «нарастают мышцы»!

Подготовительные работы

Рисование для детей – больше, чем изобразительная деятельность. Это возможность погрузиться в мир фантазий, выплеснуть эмоции, выразить свое отношение к миру. Большинство педагогов запрещают давать жесткие установки дошколятам, взявшимся за карандаш или кисть. Чтобы не спугнуть вдохновение, не мешать творчеству.

Значит ли это, что дошкольника не нужно учить рисованию? Нет. В противном случае, произойдет остановка на этапе «палочных» человечков. Пришла к такому выводу, просмотрев творчество племянника, который ходит в первый класс. Сестра основное внимание уделяла развитию логики, учила письму. Но парень далеко не художник! По математике пять, и натянутое «хорошо» по ИЗО. Одноклассники смеются над изображениями в его альбоме.


5 лет – возраст, когда уже нужно осваивать простейшие методики.

  • Учить правильно держать карандаш и кисточку в руке;
  • Всегда выполнять правильно последовательность действий при использовании акварельных красок, аккуратно обращаться с кистью;
  • Помочь освоить навык смешивания цветов на палитре;
  • Показать, как размещать на листе композицию.

Подготовка к школе

Когда ребенку исполнится 6- 7 лет, самое время познакомить его с ИЗО. Хороший выход – записать малыша в развивающую студию. Если мама ограничена во времени и средствах, подойдут:

  • Раскраски (да-да!) – они придадут «твердости» линиям, разовьют руку;
  • Рисование по точкам – преследует те же цели;
  • Специальные уроки из интернета. Там приведены несложные алгоритмы, следуя которым получится изобразить цыпленка, мышку, других животных.


Знакомая раскрыла секрет: использовала курс по рисованию для детей. Информация изложена в доступной и понятной форме, да еще подобрана так, что формирование навыков идет последовательно. По этапам, от простого к сложному. Импонирует также то, что автор профессиональный художник, имеет большой опыт работы, преподает изобразительное искусство людям разных возрастов.

Теперь прощаюсь с вами. И жду комментариев. Возможно, рассказ получился не таким информативным. Сынок слишком мал, и говорить о его успехах рано. Но опыт приятельницы меня впечатлил. А что вы думаете об этом? Могут ли родители научить детей хорошо рисовать, если сами не умеют? Достаточно лишь следовать «инструкциям» или нужен талант? Поделитесь информацией в соцсетях.

О. Фатеева