Есть дети, которым сложно адаптироваться в детском саду. Этих детей можно объединить в группы риска. Родителям этих детей так и говорят о том, что у них не садовский ребенок, ему в детский сад лучше не ходить.

Адаптация в детском саду часто болеющих детей

Это относится в первую очень к ослабленным и часто болеющим детям (которые болеют 4-6 раз в течение года). Это дети, относящиеся к первой группе риска. Педиатры в таком случае советуют чуть-чуть подрасти и потом идти в детский сад, но это, конечно, выбор родителей. Но и стоит понять, что происходит, как смотрят за детьми, нет ли сквозняков, хорошо ли дети одеваются на прогулку и т.д. Прежде, чем принимается решение, что в детский сад ваш ребенок больше ходить не будет, попробуйте понять нет ли каких-то причин, которые можно просто исключить.

Адаптация в детском саду детей с хроническими заболеваниями

В состоянии ремиссии многие дети идут в детский сад, у них нет ограничений и противопоказаний, но сильное психологическое и физическое напряжение, связанное с адаптацией может привести к обострению хронических заболеваний. В этом случае, конечно, нужна консультация лечащего врача, который ведет вашего ребенка и это решение нужно принимать только при этой консультации.

Адаптация в детском саду детей с пограничными нарушениями психического здоровья

Какие это дети и почему эти нарушения называются пограничными? Это дети со слабой нервной системой. Это дети, которые сложно адаптируются в любой новой ситуации и в том числе в детском саду. Как правило, это дети, у которых есть какие-то страхи, дети с повышенной тревожностью, дети, у которых беспокойный сон, плохой аппетит. Нередко у этих детей отмечаются различные навязчивые движения — он может грызть ногти, крутить пуговицу, подергивать плечом, «кхэкать» или шмыгать носом, хотя у него нет никаких катаральных явлений, у этих детей иногда отмечаются запинки в речи.

На самом деле любой родитель знает, что у него такой ребенок и этим детям обязательно нужен процесс подготовки к детскому саду и обязательны пробные посещения. Сначала посещения на час-полтора, если остается, а не остается, значит, уходите либо уговариваете, рассказываете. При этом очень важна помощь воспитателя, потому что воспитатель умеючи работает с детьми и, конечно, может привлечь ребенка, даже если его плачущего привели в детский сад, и он плачущий стоит на пороге и держится за мамину юбку. Если воспитатель не может этого сделать, то бросать ребенка и уходить не рекомендуется.

Адаптация в детском саду медительного ребенка

Это дети, имеющие медленный темп любой деятельности.

Если ваш ребенок быстро вскакивает, быстро бегает, но медленно ест, то это не медлительный ребенок – он просто не любит есть то, что вы ему даете или у него сложились другие пищевые предпочтения, или у него плохой аппетит по ряду других причин и в этом случае нужна консультация педиатра.

Есть дети, которых называют малоежки – я вообще не понимаю этого термина, поскольку не все дети едят много и быстро. Главное, чтобы этого ребенка не торопили, чтобы он не давился, потому что он тогда просто будет отказываться от еды. В детском саду, как правило, этим детям дают возможность доесть, но важно, чтобы их не попрекали этим, чтобы не стыдили, чтобы не показывали другим детям, какой Петя медлительный.

Адаптация в детском саду гиперактивных детей

Очень часто можно столкнуться с тем, когда родители или воспитатели, указывая на ребенка, говорят: «Он гиперактивный». Это, скорее, своего рода гипердиагностика, вернее вообще отсутствие диагностики, потому что любой очень активный ребенок, ребенок, который не дает покоя родителям (а я должна сказать вам по секрету дети 3-6 лет не должны давать покоя родителям, потому что им должно быть все интересно) хочет вовлечь вас в свою орбиту игры.

Родители, которые отмахиваются и воспитатели, которые считают, что дети должны организовать сами себя занять и вообще взрослым не мешать – это взрослые, которые плохо понимают возрастные особенности детей. Вообще именно потому, что дети очень активные, родители готовы сегодня дать им любой гаджет, чтобы на экране было что-то интересное, и чтобы дети им не мешали. Дети очень быстро привыкают к гаджетам и с большим трудом отвыкают от них или не отвыкают совсем.

Поэтому, прежде, чем сказать, что у вас гиперактивный ребенок или прежде, чем посчитать, что ваш ребенок гиперактивный, если так говорит воспитатель, проконсультируйтесь у хорошего психолога или у детского невролога, чтобы понимать, насколько обоснованы эти жалобы и требования к вашему ребенку.

Адаптация в детском саду детей с нарушениями речевого развития

Многие годы для таких детей были организованы специальные группы. С детьми работали логопеды. К сожалению, эта система сейчас разрушается. Дети с проблемами в развитии речи часто бывают в обычной группе, им, конечно, сложно контактировать со сверстниками, им нужна специальная логопедическая работа, им сложно взаимодействовать со взрослыми. Поэтому, если в детском саду, куда вы собираетесь привести ребенка, нет логопедической группы, я не советую вам торопиться в детский сад. Для того, чтобы подготовиться к детскому саду, хотя бы какое-то время нужно позаниматься с логопедом.

Адаптация в детском саду детей, ограниченных в контактах со сверстниками

Это дети, растущие в условиях жесткого ограничения контактов со сверстниками. Сегодня достаточно много таких детей, когда контакты со сверстниками ограничены до предела – это дети, растущие за высоким забором.

Для того, чтобы привести такого ребенка в детский сад, нужен какой-то период адаптации. Хотя даже среди таких детей есть очень контактные дети, у которых не бывает никаких проблем, если он попадает в детский коллектив. Это еще одно подтверждение того, что индивидуальные особенности развития различны, есть разные условия развития, но даже в одних и тех же условиях, а это известно по близнецам, вырастают очень разные дети.

Важно учесть, что возможно сочетание разных рисков, т.е. это может быть медлительный и часто болеющий ребенок, это может быть гиперактивный ребенок с нарушениями речевого развития и т.д.