особенности сплетен

Стереотипно считается, что сплетни – прерогатива женского пола. Невозможно представить себе компанию женщин, которые собираются и избегают тем обсуждения знакомых и малознакомых, подруг и друзей, коллег и начальства. Но этим также не пренебрегают «развлекаться» и мужчины. Какова же роль сплетен в общении, нужны ли они и стоит ли их обязательно избегать?

Традиционно, сплетни характеризуются как слухи относительно кого-то или чего-то, которые опираются на заведомо недостоверную и неправдивую информацию. При этом наблюдается своеобразный парадокс: с одной стороны, люди декларируют, что не любят злословить и не поддерживают тех, кто этим отличается, а с другой – с желанием в среде друзей (близких) готовы порассуждать о проблемах окружающих. И не стоит к ним из-за этого отрицательно относиться. Ведь полезность сплетен иногда очень очевидна. Как именно это проявляется?

Одна из функций, которую выполняют сплетни – передача, принятие и осваивание неформальных правил поведения в коллективах и обществе вообще. Мы оцениваем других в плане соответствия поведения человека общепринятым общественным нормам: должное это поведение или оно отклоняется от нормы. Именно здесь и находится основа для возникновения сплетен.

Еще одна функция сплетен – их полезность в профессиональной деятельности коллектива. Понятно, что сплетни (домыслы) не возникают ниоткуда – существуют обрывки информации или интуитивные догадки. Благодаря им члены коллектива заблаговременно узнают о нововведениях в организации, смене начальства, особенностях в изменении штатов (расширение, сокращение, ротация), трансформации заработной платы. То есть информацию, жизненно важную каждому работнику – относительно его материального положения, профессиональной судьбы и карьеры.


Яркой иллюстрацией сказанного может быть такой пример. Один из членов коллектива похвастался приобретением по оптимальной цене энергосберегающих ламп для дома. Эта новость моментально разнеслась офисными «глашатаями». Руководство отреагировало на новость поручением найти фирму-поставщика ламп по такой же цене для офисного помещения. В этом случае экономится время работника, он с успехом справляется с поручением и приносит выгоду собственной организации.

Практика наглядно доказывает – слухи продуцируют неуверенные в своих силах (и в самих себе) люди. Подобным образом они пытаются заострить на себе внимание, повысить собственный социальный авторитет или заслужить более доверительное отношение от людей, которым симпатизируют.

И что удивляет, к таким людям действительно меняется отношение: они же дают новую, «эксклюзивную» информацию (хотя и не всегда достоверную), но от этого она не менее интересна окружающим. Зная о неизбежности сплетен и человеческой природе интересоваться ими, каждый может использовать это для собственной выгоды.