В этой статье предлагаю поговорить о том, что снижает риск дезадаптации к детскому саду, т.е. риск нарушения адаптации к детскому саду.

6 моментов, на которые нужно обратить внимание, помогая ребенку адаптироваться в детском саду.

  1. Это подготовка ребенка к детскому саду. Рассказы родителей о том, как там хорошо – это не подготовка. А вот рассказ о том, что там разные дети, разные занятия, разные взрослые, но там может быть интересно, т.е. не здорово, а, может быть, интересно. Ребенку будет проще идти в сад, понимая, что в детском саду бывают разные дети и разные ситуации, дети могут толкаться, драться, обижать друг друга, но они еще и при всем этом могут быть дружными, весело играть.
  2. Проигрывание ситуации знакомства с воспитателем / педагогом, детьми. Это важно сделать потому, что ребенок может быть и готов, но от неожиданности, от новой ситуации он может растеряться. Любую ситуацию можно проиграть, особенно, если вы предварительно привели ребенка в детский сад, познакомили с воспитателем. Это может быть очень короткое знакомство, но в то же время будет исключена ситуация неопределенности. Как показывают исследования, опыт общения с детьми и с родителями, дети порой теряются от того, что они не знают элементарные речевые формулы – что нужно сказать, как сказать, что делать в первый день, как вести себя за столом, что делать, если хочется в туалет – ребенку все нужно объяснить.
  3. Предварительное знакомство с детьми. Прийти в группу первый раз буквально на 15-30 минут, когда взрослый может сказать, что Петя, например, придет к нам в группу через некоторое время. Это нужно для того, чтобы исключить ситуацию неопределенности. Человека вообще очень тревожит ситуация неопределенности, это всегда стрессовые ситуации. Если вы исключаете неопределенность, значит, вы исключаете возможность стресса.
  4. Краткосрочное посещение (кратковременное пребывание). Я знаю, что сейчас во многих детских садах это разрешено. Вы оставляете ребенка на несколько часов, говорите, в какое время вы вернетесь и ни в коем случае не опаздываете. Дети почему-то очень боятся, что их оставят в детском саду, забудут там.
  5. Предварительная адаптация к режиму детского сада дома. Это облегчает адаптацию, потому что, если ребенок вставал в 9 утра, а теперь ему нужно в половине восьмого выходить из дому, то он не сможет адаптироваться к режиму за короткое время.
  6. Спокойная реакция взрослых на боязнь, тревогу ребенка, на отказ ребенка идти в детский сад. Взрослые должны понимать, что это естественная реакция ребенка, поэтому его нельзя за это ругать, наказывать, чего-то лишать или чем-то грозить.

И я специально привлекаю ваше внимание – после того, как ребенок пошел в детский сад, любое изменение состояние ребенка (страхи, беспокойства, плохой сон, резкая смена настроения, регресс в развитии) требуют анализа ситуации и выявления причин.

Не надейтесь, что ответы на свои вопросы вы найдете у воспитателя, чаще всего воспитатель говорит, что не понимает, в чем причина. Поэтому придется разбираться самостоятельно, разговаривая с ребенком, расспрашивая воспитателя и помощника воспитателя.