Ваше чадо не посещает детский сад и Вы хотите самостоятельно подготовить ребенка к школе? Тогда эта статья для Вас. В ней Вы узнаете, что должен уметь ребенок на момент поступления в школу и как научить его этому самостоятельно.
Что должен знать и уметь ребенок
По большому счету, многого знать не нужно, ведь он для этого и идет в школу, чтобы учиться, но должны быть уже к школе усвоены некоторые знания, без которых ему будет сложно ориентироваться в процессе обучения.
Итак, самое главное, что должен знать ребенок – это основная информация о самом себе:
- Свое Ф.И.О;
- Свой возраст и дату рождения;
- Свой домашний адрес;
- Имена родителей.
Помимо этого ребенок должен иметь представление об окружающем мире:
- Знать дни недели, время суток и времена года, месяцы;
- Основные цвета;
- Иметь представление о погодных и природных условиях;
- Уметь различать между собой животных, птиц, рыб. Знать названия самых известных их представителей;
- Понимать, где право-лево, верх-низ и ориентироваться;
- Знать, что такое овощи и фрукты и уметь их отличать.
Математика и все, что с ней связано:
- Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, т.е. от 0 до 10 и от 10 до 0;
- Основные геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник;
- Уметь соотносить число предметов с цифрой;
- Ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «высокий-низкий», «широкий-узкий», т.е. уметь сравнивать различные предметы;
- Уметь поделить предмет на 2-3-4 части.
Буквы и чтение:
- Знать буквы и звуки и уметь их соотносить;
- Знать слова на ту или иную букву;
- Знать, что такое предложение и когда (как) оно заканчивается;
- Уметь читать слова и простые предложения по слогам.
Что обязательно нужно сделать перед школой
Я вообще против детских садов. Я за то, чтобы ребенок находился в тесном контакте с мамой первые 7 лет. Это не моя прихоть, в этом нуждается любой ребенок, это его базовая потребность. Именно все это время он связан с мамочкой невидимой пуповиной, которая «исчезает» именно к этому времени. Прерывая эту ментальную пуповину раньше, мы лишаем своих детей психологического комфорта, что оказывает сильное влияние на его психику. Но сейчас не об этом.
У меня двое детей (кто давно меня читает и следит за моими материалами, тот в курсе), старший в этом году (2015) пошел в школу. Детский садик мы, соответственно, не посещали. Это значит, что к школе я готовила его самостоятельно и вижу сейчас по результатам, что по подготовке он совершенно не уступает детсадовским детям. Собственно, я хочу поделиться своим опытом.
Когда начинать подготовку к школе
На самом деле начать подготовку к школе можно в любом возрасте. Примерно с двух лет мы начали считать ступеньки по дороге на прогулку и обратно, когда шли домой. На улице мы считали детей в песочнице, машинки-шарики-мамины пальчики. И ребенку есть чем с пользой время занять и в памяти откладывалось.
Цвета аналогично со счетом познавали на прогулках («это желтая бибика, это синяя бибика, это черная бибика,…») и дома во время игры («а где твой красный мячик?» или «какие красивые оранжевые носочки у тебя»). Это полезно для того, что знания откладываются в памяти ребенка и ему будет легче потом готовиться к школе.
Мы с сыном начали изучать буквы с пяти лет. На его пятилетний юбилей мы подарили сыну говорящую азбуку и постепенно мы начали изучение. Многие мамы отдают своих детей в развивающие кружки и спокойно занимаются своими делами в освободившееся время. Лично я против этого.
Нет, я не говорю, что это плохо или неправильно, просто для меня важно посвящать время своим детям. Я знаю, насколько это важно и им и я следую этому направлению – удовлетворять базовые потребности своих детей, чтобы они росли счастливыми J
Когда буквы были более или менее изучены, мы принялись изучать цифры от 0 до 10. Этого достаточно, но если ребенок может усвоить, как и по какому принципу строится счет дальше, изучайте дальше.
Моя знакомая (мы с ней вместе гуляли с нашими еще только что родившимися малышами 5 лет назад) просто записала своего ребенка сразу в 2 или 3 кружка и с гордостью наблюдала за его успехами – он спокойно считал до 100, когда мой только до 10, он мог легко назвать слово на заданную букву, а мой не всегда.
Но вся разница заключалась вот в чем. Ребенок моей знакомой постоянно болел, отказывался спать один и постоянно придумывал какие-нибудь страхи, чтобы мама пришла домой пораньше. Мой же ребенок за свои пять лет жизни всего 2 раза бывал в поликлинике – после рождения один раз я была на осмотре у педиатра (смотрели рост, вес, как принято первое время после рождения) и второй раз, когда мы всей семьей отравились домашним деревенским молоком.
А Вы как считаете, что важнее – здоровье ребенка или собственный перфекционизм?
Чтобы не было вопросов, сразу поясню = не удовлетворение базовых потребностей ребенка (в заботе, внимании, ласке и любви) приводит к различного рода заболеваниям у ребенка. Это защитная функция его организма, через болезнь он получит то внимание, которое ему не достает.
Буквы, слоги и слова
Говорящая азбука хоть и дала некоторые знания, но ребенок не мог усвоить все на 100% – часто забывал буквы, путался, называл не то. И тогда я решила вложить свою энергетику в обучение своего чада. Я самостоятельно сделала для него карточки с буквами. Они выглядят вот так (сделаны из обычной картонной коробки):
Некоторые, как видите, мне помогал сын. В этом тоже своя польза есть.
Дело пошло. Можно было составлять несложные слова и читать их по буквам. Например: лес, дом, сад, мама, папа и т.д.
Постепенно, когда буквы перестали путаться, стали называться своими именами, мы начали изучать слоги. Их мы составляли из этих же букв. Иногда писала слоги на бумаге.
Когда сын научился соединять буквы в слог, я стала писать слова и разделять его на слоги вертикальными линиями
Потренировавшись «на палочках» некоторое время (а оно индивидуально в каждом отдельном случае), я перестала их чертить. Да, вначале путался, но на то оно и начало, чтобы начинать 🙂
В итоге, в школу мы пошли умеющими читать и не хуже детсадовских.
Главное в самостоятельной подготовке ребенка к школе – это свое собственное желание, терпение (а оно понадобится) и любовь, с которой Вы учите своего ребенка новому.
Арина Могучая (эксперт в области жизненной трансформации, гармоничных отношений и «экологичного» воспитания)