Хотя успешное приучение ребенка к горшку часто считают важным этапом в его жизни, многие педиатры и психологи полагают, что родители слишком уж беспокоятся по этому поводу, из-за чего возникают или могут возникнуть трудности или никому не нужные проблемы.

Я постоянно говорю папочкам и мамочкам, которые переживают и волнуются о том, что их полуторагодовалый кроха все еще не просится на горшок: «Мне еще ни разу не встречались дети, которые отправляются в университет в подгузнике». Дело в том, что если даже родители не будут прикладывать никаких усилий по приучению ребенка к горшку, то он самостоятельно рано или поздно все же научится постоянно самостоятельно или при помощи родителей ходить в туалет.

Общаясь со многими мамочками, я прихожу к выводу, что в промежутке между двумя и тремя годами ребенок приучается к горшку и может либо попроситься у мамы-папы, либо сходить в туалет самостоятельно. Хотя, даже если Вашему ребенку уже три с половиной или четыре года и он все еще не приучен к горшку, в этом тоже нет ничего предосудительного. Возможно, Вы чересчур жестко и требовательно пытаетесь приучить своего ребенка к горшку. Тут еще важно учитывать, что бывают случаи, когда мальчишки учатся приспосабливаться опорожняться в горшок позже девочек.

Первым делом, когда ко мне обращаются родители «неприспособленных» детишек, я говорю: «Успокойтесь!». Никогда и ничему насильно Вы обучить не сможете. Так же и в случае с туалетом.

Сейчас я расскажу Вам, как превратить обучение пользоваться горшком легче и интереснее.

Купите стульчик-горшок. Ребенку не только будет удобно сидеть на нем, но и благодаря такому подходу Вы даете ребенку возможность подражать взрослым, что дает успешные результаты. Напишите на стульчике имя Вашего ребенка. И пусть он во время любимых занятий, сидит на нем например, когда смотрит мультфильм или слушает сказку. Ваша задача – помочь ребенку привыкнуть к стульчику, прежде чем он поймет, что на этом стульчике следует справлять нужду.

Перейдите к детскому сиденью. Если Ваш кроха проявляет здоровый интерес, можно сразу перейти к детскому сиденью, которое кладут на обычный унитаз. Подставьте рядышком скамеечку, чтобы ребенок имел возможность забираться и слазить с унитаза.

А может он уже готов к решительному шагу. Дети, крепкие физически, могут быть в состоянии перейти прямо к взрослому туалету, садясь на унитаз задом наперед, лицом к бачку, чтобы держаться за него. Дети в большинстве случаев хотят испытать свои силы на взрослом сиденье унитаза, как только смогут почувствовать, что способны на это.

Покажите на собственном примере. Объясните крохе, что именно Вы хотите получить от него, а лучше всего возьмите и покажите. По очевидным причинам это  лучше всего делать тому родителю, кто является одного пола с малышом. Оно и понятно – дети предпочитают подражать взрослым, а в первую очередь своим родителям. Когда они видят, как вы пользуетесь туалетом, они захотят того же.

Лучше без переходного периода. Не поддавайтесь искушению воспользоваться «переходными» штанишками вроде подгузников. Это ребенку будет непонятно. Вы как бы говорите: «Тебе не нравятся эти большие, объемистые подгузники? Отлично, вот тебе другие тонкие, легкие, как обычные трусики, но ты можешь делать свои дела, маленькие и большие в них». И у ребенка пропадает стремление уйти от подгузников к таким штанишкам, как у большой девочки или большого мальчика. Если Вам очень важно защитить мебель и свою одежду, а Ваш кроха остается сухим в течение дня на 95%, купите ему «тренировочные» штанишки на манер нательного белья с прокладкой в промежности. Они не устраняют «протечку», но уменьшают ее.

Отпразнуйте успех. Особо отметьте или разыграйте специальную игру, если малыш впервые успешно воспользовался горшком или унитазом. Ребенку можно подарить наклейки, игрушку или приготовить его любимое блюдо как премию за успех в туалетном учении. Обязательно похвалите ребенка, скажите, как гордитесь им. И последующие разы походов в туалет, восхищайтесь и хвалите своего малыша.

Выясните, к чему ребенок стремится. Вы можете создать ребенку особые стимулы для пользования горшком, но они должны иметь для него значение. Прислушайтесь к репликам ребенка. Например, ребенок видит в витрине магазина нательное белье для мальчика и восхищенно говорит: «О-о, мам, посмотри, это прям как черепашки ниндзя». Вы можете ответить: «Ну что ж, если ты будешь весь день пользоваться горшком, когда захочешь писить или какать, получишь такие же». Таким образом получается, что мотивация исходит от ребенка.

Не превращайте туалет в место борьбы. Я бы не советовала спорить с малышом по поводу пользования туалетом. Препирательства ничего не дают. Считайте, что пользование туалетом – это умение, которое приходит к ребенку само, естественным образом. Вам потребуется только терпение и, конечно же, время. Это всего лишь очередной этап развития. Ребенок должен быть способен самостоятельно сделать «свои дела», соответственно, он должен этого захотеть. Аналогично тому, как Вы не в силах заставить ребенка переворачиваться, ползать или ходить, Вы не в силах принудить его пользоваться горшком.

Те родители, что пытаются форсировать события, втягиваются в «кишечное противостояние», которое, если зайдет в тупик, может потребовать вмешательства врачей.

Если кроха начинает сдерживаться, отступите. Если ребенок начнет удерживать стул, то можно сразу определить, что он еще не готов пользоваться горшком и туалетом. В таком случае советую отступить. Скажите своему крохе: «Разве ты не хочешь на горшок? Хорошо, я думаю, что ничего страшного не произойдет. Если ты предпочитаешь опорожняться в подгузники, делай это в подгузники. Я вижу, что тебе еще рано на горшок».

Сдерживание также может быть вызвано страхом. Некоторые дети, предпочитающие «большой горшок», боятся упасть в унитаз. Другого малыша вполне может испугать шум воды, если Вы спускаете ее, когда малыш сидит на унитазе. Многие педиатры и психологи советуют дать ребенку немного больше времени, чтобы он смог привыкнуть к этому.

Арина Могучая специально для читателей сайта Волшебство Фиолетовой Леди