Умение понимать мотивы того или иного поведения – вот ключ к качественному развитию личности.

Как правильно реагировать на критику

  1. Кто критикует сам зачастую переполнен обидой. И не всегда оскорбление или попытка задеть/обидеть вас не всегда предназначена вашей личности. Если взглянуть со стороны, то картина может показать иную суть. Например, кассир в магазине хамит не потому, что вы ему не нравитесь, а потому, что он с утра поругался с любимым человеком. Или водитель подрезая вас на дороге, не старался досадить вам, а торопился в больницу к больной матери. Таким образом, пытаясь понять поведение другого человека или слова, которые больно задели вас, вы намного легче перенесете обиду.
  2. Прямота – лучший способ смягчить ситуацию. Иногда один говорит что-то с одним умыслом, а второй может услышать это совершенно с другим. Поэтому, чтобы не пришлось додумывать и накручивать, просто спросите критикующего: «Зачем ты пытаешься меня задеть?» или в качестве разъяснения задать вопрос: «Что вы имеете в виду?» или «Правильно ли я понял(а), вы хотите…».
  3. Юмор или остроумный ответ поможет снять напряжение. Однажды подруга рассказала мне случай, когда ее спас остроумный ответ. Соседка, увидев ее в новом платье сказала, что такой тканью обивают диваны. На что она не расстерялась и ответила: «Тогда присаживайся ко мне на колени!»
  4. Разложить на части и удалить упрек. Например, если ваш любимый говорит вам: «Ты бы следила за своей внешностью, если бы любила меня», то можно ответить таким образом: «И давно ты решил, что я тебя не люблю?»
  5. Согласиться, но не принимать всерьез. Если подруга сообщает, что вы поправились килограммов на пять не меньше, ответьте ей: «если быть точной, то на 7». Знайте одно – обидное замечание задевает вас ровно настолько, насколько вы сами наделяете его обидной силой, насколько верите сами в то, что обидчик говорит правду. Если вы сами верите в то, что полной быть некрасиво/плохо/ мерзко и в то, что люди правы, критикуя вас, вы будете страдать каждый раз, как услышите критику в свой адрес. Когда обидчик слышит от вас: «Да, я полная и я себя от этого любить не перестаю», то у него пропадет интерес дальше что-то вам говорить.
  6. Виной всему чувство раздражения. Часто мы можем сорваться на кого-то, когда сами не в духе и не подумать о том, что причинили человеку боль. Люди часто сначала говорят, потом думают, а потом жалеют о сказанном. Также может случиться и в вашем случае. Спишите критику на плохое настроение обидчика, скажите в ответ, что у него красивый голос, улыбнитесь и идите дальше, тут же забыв о случившемся.

Ежедневно тысячи людей критикуют других. Кто-то для того, чтобы самоутвердиться, кто-то, чтобы почувствовать себя лучше других, кто-то просто от непонимания, что его слова обижают другого. Многим не хватает уверенности, что они достаточно хороши и тогда они начинают принижать окружающих, чтобы на их фоне казаться лучше.

На просторах интернета я однажды прочитала такую притчу:

Когда какой-то человек оскорбил Будду, тот сказал: «Сын мой, если кто-либо откажется принять подарок, то тогда кому он принадлежит?».
«Тому, кто дарит» — ответил человек.
«Так вот», — продолжил Будда, — я отказываюсь принять твои оскорбительные слова.

Наш вам совет: не нужно принимать критику и оскорбления за «чистую монету» даже если вас осыпают ими, как из рога изобилия. Научитесь понимать, где конструктивная критика, а где деструктивная. И не старайтесь избегать критики – она зачастую может принести и пользу.

Арина Могучая