дисграфия

Обычно о дисграфии узнают после поступления ребенка в школу. Дети с нарушением письма неуверенно держат ручку, допускают при письме однотипные множественные ошибки. Своевременно не решенная проблема в будущем может обернуться двойками по русскому языку и общей безграмотностью. Чтобы этого не произошло, к специалистам нужно обращаться своевременно.

Причины дисграфии

Учителя, не имеющие представления о дисграфии, действуют по принципу «клин клином вышибают». Родителям первоклассника, имеющего проблемы с письмом, они рекомендуют больше заниматься с ребенком, заставляя списывать объемные тексты, много читать. Этот подход в корне неверный. Ребенок физически не в состоянии справиться с диктантом. Почему? Об этом стоит поговорить подробнее.

Нередко дисграфией оборачиваются проблемы во время беременности или сложные роды. Обвитие пуповиной, внутриутробное инфицирование, кислородное голодание могут вызвать разной степени тяжести нарушение работы головного мозга или центральной нервной системы.

Поэтому дисграфия не является отдельным диагнозом и часто идет рука об руку с дизартрией, дислалией, плохо развитой мелкой моторикой. Если у ребенка диагностировали дизартрию, понадобится помощь сразу нескольких специалистов: невролога, логопеда, психолога.


Как заниматься?

Основную работу будет выполнять логопед. Он выяснит, какие звуки ребенок «не слышит», в произношении каких из них у него имеются проблемы. Однако есть комплекс упражнений, ежедневно выполняя которые можно добиться хороших успехов.

  1. Упражнение на внимание: предложить ребенку в течение 5 минут подчеркивать заданные буквы (сначала гласные, затем – согласные). Постепенно задание усложняют: гласную просят подчеркнуть, а согласную – обвести в кружок.
  2. Ежедневно писать короткие диктанты (не более 200 слов). Задание предлагают выполнять карандашом. При проверки ошибки не подчеркивают, а напротив строки ставят галочку или восклицательный знак синей пастой. У ребенка появляется возможность самостоятельно найти и исправить ошибку.
  3. Предлагайте ребенку ежедневно выразительно читать небольшие тексты, тщательно проговаривая каждую букву, и их пересказывать.

Как правильно:

  • Поддерживать уверенность ребенка в своих силах
  • Умеренно хвалить за хорошо написанный или прочитанный текст
  • Следить за собственным эмоциональным состоянием, не допуская срывов и критики ребенка
  • Не давать сложных заданий, с которыми ребенок заведомо не справится

Не правильно:

  • Заставлять ребенка помногу заниматься
  • Критиковать и насмехаться
  • Называть ребенка дураком и неумехой
  • Проверять технику чтения, делая из этой проверки настоящее событие: с секундомером и соответствующей обстановкой
  • Чрезмерно и эмоционально хвалить за правильно выполненное задание.

Станьте для малыша образцом спокойствия и уверенности. Поверив в него, вы поможете и ему поверить в собственные силы. Малышу, которого во всем поддерживают родители, дисграфия не страшна!

О. Фатеева