Детские ролевые игры и их роль в развитии ребенкаНа рубеже трех лет ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность и приглядываться к тому, что делают взрослые. Начиная с этого возраста, дети осознают разницу в тех или иных видах деятельности и начинают проявлять себя в качестве участников ролевых игр.

Впрочем, здесь все зависит лишь от степени активности малыша и его уровня развития: девочки начинают играть в «дочки-матери» еще раньше, пусть и не так осознанно, как в группе детского сада.

Это касается и мальчиков, осваивающих «театр боевых действий» едва ли не с того момента, как в руки попадает первая игрушка в виде оружия.

Во многом развитие ребенка зависит от самих родителей, которые должны научить ребенка фантазировать, представляя, что перед ним не кубик, а буханка хлеба, или же не мячик, а маленькое яблоко. Стимулируя режиссерские способности малыша, родители во многом развязывают себе руки: ребенок не просто развивается, но и учится занимать себя сам, придумывая темы игр.

Это первый этап волшебства, на котором малыш учится фантазировать. Дальше у него появляются навыки перевоплощения и вот он уже доктор, повар, зайчик в лесу или иной персонаж.

В стремлении подражания взрослым дети осваивают все новые и новые ролевые игры, родителям нужно лишь помочь малышам в этом, разнообразя предлагаемый сценарий.

Допустим, разыгрывается ролевая игра для детей на тему кулинарии. Готовить суп из одних и тех же ингредиентов изо дня в день просто скучно, первое время ребенок с удовольствием занимается этим, но затем ему просто становится скучным.

Более того, такая игра не стимулирует развитие фантазии и творческой стороны личности. Поэтому родителям тех детишек, которые хотят играть в повара, стоит подумать о разнообразии сценария. Сегодня можно сварить вместо супа кашу, а завтра пригласить на обед все игрушки и устроить праздничное застолье.

По аналогичному принципу можно играть в ролевые игры на тему медицины. Очевидно, что понятия ребенка о лечении зачастую сводятся к употреблению таблеток, накладыванию повязок и уколам, но и здесь полет фантазии не ограничен. Один из больных может прийти на прием к врачу с больным горлом, тогда как другой – со сбитой коленкой. Все это стимулирует работу мозга, давая возможность привыкнуть к поиску нестандартных решений.

Вот несколько иных вариантов детских ролевых игр, которые можно практиковать как в детском саду, так и дома.

Самая простая игра, не требующая костюмированных представлений и дополнительных аксессуаров, заключается в имитации детьми действий, связанных с той или иной профессией. Задача ведущего – отгадать, что именно пытался изобразить ребенок.

По аналогичному принципу построена игра на основе имитаций сказочных персонажей. Изобразить красную шапочку, пирата или разбойника по силам даже в самом юном возрасте. Нужно лишь подыграть малышу, а дальнейший ход событий, пусть иногда и далекий от реальности, он подскажет сам.

Елена Кириченко