детские капризы

 

В возрасте от 1,5 до 2,5 лет (18 до 30 месяцев), когда ребенок научился двигаться быстро и легко, постепенно возникают конфликты между взрослым и ребенком.
Наивные шалости ребенка и жажда знаний заставляют взрослых строго контролировать поведение ребенка или, наоборот, игнорировать его интересы. Большинство проблем возникает во время кормления, одевания, перед сном или в туалете — малыш пытается сделать все по-своему.
Принуждение только добавляет протеста. И если, наказывая, взрослый непоследователен в своем поведении, то детское неповиновение растет. Когда вы сначала запрещаете что-то, а через какое-то время вы можете позволить это ребенку — это, несомненно, приведет к капризам. Или часто бывает такое — родители допоздна проводят время на работе, у них нет возможности постоянно находиться и заниматься ребенком, или они, например, разведены, злятся и чувствуют себя виноватыми. Родители выражают нелогичные требования, ребенок эти требования игнорирует, считая их таковыми на своем бессознательном уровне и, соответственно, капризничает. В более старшем возрасте капризы переходят в упрямство, непослушание и своеволие.
Что делают взрослые, когда ребенок капризничает? Стараются поставить его на место, становясь при этом агрессивными, уничтожая у ребенка остатки чувства безопасности. Да, когда мы злимся, ругаемся, кричим, агрессируем в сторону наших чад, они теряют ощущение защищенности, безопасности, ведь мы для них воплощение безопасности. Как результат, дети становятся неуправляемыми, отстраняются от своих родителей и могут даже вынашивать в себе неприязнь по отношению ко взрослым.
В возрасте до трех лет у ребенка формируются основные черты поведения и общения. В этот период наиважнейшую роль играют родители (или те, кто непосредственно воспитывает ребенка), чтобы сохранить у ребенка его самоценность, оставить его самооценку на той отметке, в которой он был бы уверен в себе, уважал свои и чужие интересы, т.е. самооценка должна быть в порядке. Мы должны поощрять детскую независимость, но в то же время и позволять вашему ребенку самостоятельно справиться с последствиями неправильного поведения, а не наказывать его. Если в отношениях родителя и ребенка нет теплоты и чувствительности, то между ними так или иначе будет место недоверию и горечи – в таком случае общение происходит только тогда, когда одной или другой стороне что-то нужно, и ребенок при этом пытается получить это любыми средствами.
Спокойный дома, ребенок может проявлять агрессию в детском саду. Ребенок становится неуправляемым, враждебным и непослушным. Это является протестом против средств контроля, которые применяются к ребенку. Другой крайностью может быть подавленность — ребенок, живущий в страхе наказания, вырабатывает внешнюю мотивацию: делать все таким образом, чтобы угодить другим.
При том, что воспитание не должно строиться на наказании, важно еще и понимать, что и только на поощрении оно базироваться тоже не должно. Ребенок в возрасте до 3 лет также не должен получать все, что он хочет. То есть должен соблюдаться баланс между «добром» и «злом» — между словами «нет» и «да». Если ребенок капризничает, ему нужна помощь взрослого, чтобы успокоиться, ведь он сам пока еще не знает, как это делать. Взрослый человек может научить маленького человечка управлять своими эмоциями и чувствами. Чтобы сделать это, используйте как можно больше различных способов, которые будут для него являться примером. Чтобы научить ребенка управлению чувствами, ему нужно научиться знать их «в лицо», различать их. Он должен отчетливо понимать, когда ему скучно, грустно, радостно, когда он удивлен, смущен, раздосадован, обижен, зол, обеспокоен, возмущен и т.д. Когда ребенок знает, какое чувство он испытывает, ему легче будет обуздать их. Помогите своему чаду понять, задавая вопросы: «тебе грустно?», «ты сердитый?", «ты смущен?», «ты чувствуешь негодование?», «ты злишься?» и др.
Не забывайте про поощрения — его самооценка формируется именно на этой основе. Не ограничивайтесь словом «хорошо», а именно: «Сегодня ты смог успокоиться сам, когда злился. Умничка!»
Сделайте так, чтобы ребенок больше был занят повседневными делами. Не запрещайте ему самостоятельно познавать все вокруг, не будьте чересчур заботливыми, не пытайтесь огородить его от всех возможных рисков. Так он научится самостоятельно решать проблемы.


Детские капризы часто появляются из-за отсутствия родительского внимания и таким образом ребенок старается обратить ваши взоры на него. Подумайте, достаточно ли времени вы проводите со своим малышом, не стоит ли работа, к примеру, на ступень выше вашего ребенка?

Арина Могучая специально для читателей сайта Волшебство Фиолетовой Леди