В этой статье хотелось бы поговорить о здоровом развитии ребенка, а конкретно, что помогает ему расти здоровым психически и физически.


6 принципов, влияющих на здоровое развитие ребенка

  1. Позитивное внимание (эмоции, позитив). Это ровный тон, спокойное взаимодействие, без выплеска бурных эмоций. Это то, что помогает ребенку расти. А когда взрослые на нервах, которые то срываются в крик, то ласкают ребенка, то жалеют ребенка, то наказывают ребенка – это все расшатывает нервную систему. Это создает функциональное напряжение и стресс. Если ребенок живет в ситуации стресса, то происходят изменения в биохимии мозга и это оказывает отрицательное влияние на его когнитивное развитие. Если мы хотим, чтобы наш ребенок был умным, развитым, мы не имеем права создавать для него любые стрессовые ситуации.
  2. Развивающая среда – это те взрослые, которые окружают ребенка, которые оказывают ему позитивное внимание, которые могут с ним разговаривать, играть, могут ему читать, уделить ему внимание. Это гораздо важнее, чем самые модные и самые дорогие конструкторы, чем обилие различных игрушек. Значимого взрослого никто не заменит. Самая главная развивающая среда – это позитивный взрослый, который оказывает внимание ребенку. К сожалению, обилие гаджетов приводит к тому, что взрослым удобно – дали ребенку планшет или компьютер и ребенок никого не отвлекает, ребенок занят. Но вопрос в том, полезно ли для ребенка такое времяпрепровождение?
  3. Адекватные требования. Это значит, что мы не требуем от трехлетнего ребенка в секунду отвлечься от игры и идти к нам, потому что 3-4-5-ти и даже 8-летний ребенок в момент отвлечься не может. Ребенку необходимо время для переключения точно также, как ребенок не можем включиться в момент в игру. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушал внимательно, если вы хотите, чтобы он воспринял, запомнил то, что вы ему говорите, нужно привлечь его внимание. Чтобы выполнялся этот пункт, нужно знать, как развивается ребенок физиологически. Тогда вы не сможете предъявлять ему неадекватных требований, несоответствующих возрасту ребенка.
  4. Адекватные формы и технологии деятельности. В разном возрасте разное у детей. Если вы хотите, чтобы до трех лет играл в какую-то игру вместе со своими сверстниками, вам безумно сложно будет этого добиться. Дети до 3 лет, как правило, играют рядом, но не вместе. Вместе они будут играть чуть позже, когда станут чуть старше. Это и есть использование адекватных требований, адекватных форм и методов работы. Если вы просите попасть в кольцо и хотите, чтобы это сделал 4-летний ребенок, вы этого никогда не добьетесь, потому что это еще недоступно в этом возрасте. Например, вы просите ребенка словить мяч и при этом сказать сколько будет 1+1, то ни один ребенок в дошкольном возрасте адекватно на это реагировать не может. Ему очень трудно. Он, может, и выполнит это задание, но мы всегда должны помнить, какой ценой. Никогда мы не должны добиваться результата ценой сильного функционального напряжения или утомления.
  5. Знание и учет индивидуальных и возрастных особенностей. Что касается возрастных особенностей. Мы не можем предъявлять одинаковые требования 3-летнему и 6-летнему ребенку. 3-летний будет выполнять одно задание, а 6-летний другое задание. Или мы можем использовать один вид игры, чтобы заниматься с ребенком и в 3 года, и в 5 лет, и даже в полтора года, но давать разные задания, соответствующие возрасту. Я вам приведу пример. В каком возрасте мы даем ребенку пирамидку? Примерно в полтора года – это для ребенка сенсорная и моторная игра. Он ощупывает, он пробует одеть это колесико на штырек. Дальше на следующем возрастном этапе он уже учится, что такое больше и меньше, какой кружочек какого цвета. Потом ближе к 4 годам, когда он уже хорошо знает цвета, разложить ему последовательность цветов из цветных карандашей, например, и в такой же последовательности пирамидку. Дальше к 5 годам мы можем складывать от большего к меньшему и от меньшего к большему – он может сравнивать, анализировать, сопоставлять. Казалось бы, мы используем одну и ту же игру, но мы учитываем возрастные особенности ребенка. А вот про индивидуальные особенности скажу особо. Дело в том, что ответ на вопрос «Чему и как учить?» очень будет зависеть от индивидуальных особенностей развития вашего ребенка, конкретного ребенка. Почему не от возраста? Дело в том, что темп биологического созревания ребенка, а значит и темп изменения возможностей ребенка очень разный у разных детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то развивается медленнее. Это не хорошо или плохо, это индивидуальный темп развития ребенка и с ним нужно считаться. Ребенка не нужно подгонять. Собственно, вы и не подгоните ребенка, вы будете только создавать стрессовую ситуацию и именно поэтому никогда нельзя сравнивать детей. Часто в семье, где несколько детей с небольшой разницей в рождении, родители могут сравнивать детей между собой. Хуже всего, когда сравнивают младшего и старшего и это беда для старшего, если его сравнивают с младшим, это укор для него бесконечный, это очень стрессовая ситуация для ребенка. Нельзя этого делать, каждый ребенок растет по-своему, и развивается по-своему, а, значит, и заниматься, и ответ на вопрос «Чему и как?» будет зависеть от индивидуальных особенностей вашего ребенка. В развитии ребенка не должно быть регресса, не должно быть остановок в развитии, т.е. если ребенок начал ходить, постепенно должна совершенствоваться ходьба. Очень часто бывает, когда ребенок тяжело переболеет или, бывают операции, или травмы и ребенок начал ходить, потом была операция и он перестал ходить. Я вам могу сказать, что такое происходит при сильных эмоциональных стрессах, причем то, что может стать сильным стрессом для ребенка тоже индивидуально. Знаю опыт родителей, дочка которых перестала разговаривать, потому что сменили няню. Это оказалось серьезным стрессом для ребенка. Поэтому важно понимать и учитывать все особенности развития ребенка и условия, в которых он растет. Если вы видите неблагоприятную ситуацию развития – постарайтесь разобраться, что произошло.
  6. Положительное подкрепление. Как бы вы ни занимались с ребенком, как бы вы его не учили – найдите, за что похвалить его в конце занятия. Может он только на полшажочка сделал что-то по-другому, найдите тот крючочек, за который вы можете похвалить ребенка, когда он начинает писать, а еще лучше, если он сам этот крючочек найдет и вы его похвалите.

Ребенка учит и развивает все, чем он занимается. Все, что мы делаем – разговариваем, поем, играем, гуляем, вместе накрываем на стол, дурачимся – все это развивает.

Все развивает по-разному. Вы дурачитесь, вы учите ребенка разным эмоциям, вы радуетесь вместе с ним. Вы читаете ему, объясняете – вы даете толчок его речевому развитию, познавательному развитию, вы побуждаете в нем интерес, любознательность и т.д. Если вы сами будете заинтересованы, если вам самим будет интересно, у ребенка будет еще больше интерес.