ребенок не хочет делать уроки

Редко встретишь родителей, которые полностью довольны отношением их чада к учебе. Даже круглым отличникам порой надоедает корпеть над учебниками. Особенно несерьезным отношением к урокам отличаются младшие школьники. Сидеть на одном месте, да еще читая учебник — для них тяжелая задача. Скандалы, угрозы и уговоры, шантаж и подкуп — что только не пробуют родители, чтобы чадо «взялось за ум» и ответственно относился к домашним заданиям.

Чтобы борьба за успеваемость не превратилась в ежедневную стрессовую ситуацию, надо понять причины, по которым ребенок не делает уроки.

Ребенок не справляется

Распространенная причина невыполнения уроков — непонимание ребенком учебного материала. Малыш ничего не понял на уроке в школе, и тем более не понимает, как выполнить «домашку». Далеко не все дети могут в этом признаться, а иногда и родители подливают масла в огонь: «ты что, тупой?», «не обманывай, это легко». Ребенок попадает в замкнутый круг — он не делает уроки, потому что не понимает, и не понимает новый материал, потому что не уяснил предыдущий.

Помочь в этом случае может только внимательное отношение родителей, если ребенку тяжело дается учеба, возьмите репетитора.

Лень-матушка

Лентяй и лодырь — это первое что приходит на ум. Отчасти это верно, ребенок не хочет делать уроки или оттягивает момент, когда нужно открыть учебник или тетрадь, потому что для него математика или русский язык — это неинтересно. В младших классах школы ребенок еще не вполне осознает необходимость успешной учебы.

Запугивания вроде — «будешь дворником работать» не действуют. Ведь ребенку в возрасте 7-10 лет представить себя взрослым почти невозможно. Сейчас он еще ребенок и будет таким еще долго. Вот компьютерная игра — она здесь и сейчас, а момент выбора профессии далек, как другая галактика.

Ленивого ребенка можно только заставить учить уроки. Вам придется контролировать его несколько лет, пока он не осознает необходимость выполнения уроков или не будет бояться быть в классе хуже всех.

Жесткая дисциплина — лучший способ воздействия на ленивого ребенка. У него должен четкий распорядок дня, от которого нельзя не отклоняться. Если вы решили, что за уроки нужно садиться ровно в 15-00, то «я только полчасика погуляю с Вовкой» не разрешать.

При этом нельзя забывать и об отдыхе. После того, как ребенок пришел со школы, у него должно быть минимум 1,5-2 часа для свободного времени. Лучше если это время он проведет на свежем воздухе, а не у экрана телевизора или компьютера. Мозг должен получить передышку, а просмотр телевизора или компьютерная игра только утомляют.


Отсутствие самодисциплины

Ваш ребенок иногда без напоминаний делает уроки, справляется с заданиями, но чаще, сев за уроки, он отвлекается на что угодно и забывает об учебе. В итоге день незаметно прошел, а уроки не сделаны.

Воспитание ответственности и самодисциплины — непростой процесс. Но ждать, когда ребенок станет серьезным, не стоит, так вы запустите учебу. Выход тот же, как и в случае с ленивым чадом — четкий распорядок дня по часам и контроль.

Первое время придется сидеть с ним, чтобы направлять. Приучите его убирать со стола все лишнее, что может отвлечь внимание, делать перерыв только на 10-15 минут каждый час. Научите планировать свое время: сначала делаем письменные уроки, затем устные. Если задача не получается, отложи ее на потом, а пока сделай то, что легче.

Привлечение внимания

Иногда дети, не выполняют «домашку» только потому что хотят, чтобы родители уделили им внимание. «У меня не получается, я не понимаю», — говорит вам чадо и преданно смотрит в глаза. Ему просто хочется, чтобы мама или папа посидели с ним рядышком, а уроки — единственная причина, по которой родители обращают на него внимание.

Если эта ваша ситуация, то спокойно объясните ребенку, что сможете пообщаться с ним позже, когда он сделает уроки. Только обязательно выполните свое обещание. Например, когда дите сделало уроки, погуляйте вместе или посмотрите телевизор.

Наказание и награды

Детские психологи считают, что награждать ребенка за хорошие оценки материально неправильно. Ведь он учится в первую очередь для себя. Но вот поощрять старание нужно. Дите получило, наконец-то хорошую оценку за контрольную? Поздравьте его и похвалите! Обязательно расспросите, какие задания были в контрольной, проявите интерес. Это будет лучшей наградой за его старания.

Ребенок весь день провалял дурака или уроки сделал кое-как, в итоге получив двойку? Значит, он заслужил отлучение от компьютера, отключение приложений в мобильнике и так далее. Ребенок должен усвоить, что учеба — его главная обязанность, а развлечения будут только тогда, когда он ее выполнит. Такой подход поневоле заставит ребенка отнестись к урокам серьезнее. К скандалам и ругани ребенок привыкает быстро и перестает на них остро реагировать, лишение развлечений гораздо действеннее.

Юлия Белова