Женщина спит среди страшного шума и мгновенно просыпается, лишь только заплачет ее ребенок. Этот пример давно стал классическим: даже во время самого глубокого сна человек не «отключается» полностью, его мозг продолжает работать, он не только воспринимает, но анализирует внешние раздражители.
Ученые-физиологи исследовали способности спящего человека реагировать не просто на звуковой сигнал, а на такой специфический раздражитель, как слово. Во время естественного ночного сна у испытуемых снимали электроэнцефалограмму.- С одной стороны, это позволило надежно различать стадии сна (например, фиксировать момент перехода от быстрого сна к медленному дельта-сну).
- С другой,— энцефалограмма служила объективным критерием для оценки активности мозга.
В звуконепроницаемом помещении, где спали люди, время от времени голос, записанный на магнитофон, умеренно громко произносил слова. Одно слово — «диван» — выделялось как сигнал (в начале опыта, перед сном, услышав «диван», испытуемый должен был нажать кнопку).
Во время сна произносили и слова, похожие на сигнальное «диван» по смыслу, например, «тахта», или же по звучанию — ничего не значащее «дисан». Одно из четырех слов никакого сходства с «диваном» не имело — «сапог».
Реакция спящего человека на слова проявлялась на энцефалограмме по-разному, в зависимости от фазы сна. Изменения в картине биотоков наступали не в тот самый момент, когда спящий слышал слово. Требовалось некоторое время на его анализ, это время физиологи называют скрытым, латентным периодом.
Интересно, что в проведенных экспериментах скрытое время оказалось практически одинаковым для всех четырех слов: 0,5 секунды, и это время почти не менялось при переходе от быстрого сна к медленному.
На всех стадиях сна ярче всего была выражена реакция на «диван», то есть на раздражитель, которому придавалось сигнальное значение. «Дисан», близкое по звучанию, вызывало более слабую реакцию мозга, чем «тахта», близкое к «дивану» по смыслу.
Итак, на всех стадиях естественного сна мозг человека сохраняет способность не только воспринимать слова, но и различать их по звучанию и по смыслу.