ошибки в воспитании

Мы, родители, воспитывая своих детей, часто совершаем множество ошибок и даже не замечаем этого. Не замечаем потому, что сами не осознаем того, какие последствия будут идти за нашими действиями и поступками по отношению к нашим чадам.

Последнее время я много наблюдаю за собой и за другими родителями (в том числе бабушками/дедушками) и заметила 5 повторяющихся ошибок, которые формируют искаженное мировосприятие и поведение в жизни людей, превратившихся из детей во взрослых.

Ошибки родителей формируют у маленькой личности ту или иную привычку, изменить которую во взрослой зрелой жизни бывает не так просто и безболезненно. Впоследствии повзрослевший человек будет страдать от этих привычек и будет стараться неосознанно избавиться от них в поисках себя настоящего, с истинными потребностями и желаниями.

5 родительских ошибок, портящих жизнь ребенку

ОШИБКА №1 «Делай так, как мне надо»

«Не делай так!», «Нельзя», «Я сказала, делай так, значит, делай!» и еще много ограничительных фраз мы произносим по отношению к своему ребенку.

Мы считаем, что лучше знаем, что нужно нашему чаду. Ведь он еще слишком мал и ничего не понимает, а я МАТЬ, я выносила, родила и я лучше знаю, что нужно моему ребенку. Многие именно так думают и считают. Мы считаем себя своеобразными экспертами в жизни нашего малыша.

Но я хочу вас огорчить – это не так! Более того, многие из нас (бОльшая половина) вообще на самом деле не знают, что нужно их ребенку. Не знают, потому что не замечают истинных потребностей своего ребенка, не обращают внимания на его желания, а то и отвергают их: «Не придумывай, лучше вот это возьми!»

В итоге у человечка формируется четкая жизненная позиция, что другие больше и лучше знают, что ему нужно и часто ждет, когда другие будут что-то делать для него или подсказывать, как поступить – «Я не знаю, чего хочу. Я делаю то, что хочет другой»

А потом мы, родители, недовольны тем, что у нашего ребенка нет собственного жизненного стержня и он несамостоятелен…

ОШИБКА №2 «Мне лучше знать, что тебе нужно»

Эта ошибка является так называемым вторым шагом после ОШИБКИ №1. Если в первом случае мы запрещаем ребенку хотеть/желать, то в этом шаге мы решаем за него, что для него лучше.

Мы решаем за ребенка, что для него вкуснее, полезнее, красивее, удобнее и т.д. Мы «взваливаем» на себя ответственность за принятие решений за своего чада. Зачем ему такая нагрузка? Ведь это отнимает столько энергии!

Что в итоге. А в итоге мы просто заменяем своими идеями и представлениями представления ребенка и он, теряя собственные ориентиры, теряет связь с собой, со своими желаниями. У него формируется четкая жизненная позиция – не нужно самому принимать решения, делать выбор, это должны делать близкие мне люди. Сам же человек не понимает, что может удовлетворить его желания.

ОШИБКА №3 «Я сделаю это сама»


Эта ошибка по аналогии является продолжением предыдущих ошибок.

Мы предлагаем ребенку за него делать то, что он самостоятельно мог бы сделать и сам. Но зачем, ведь он может умазаться, испачкаться, испортить что-то, сделать не так в конце концов, как мы ожидаем или хотим и нам придется переделывать, убирать, стирать и т.д.

Таким образом, мы лишаем ребенка собственного опыта, а это значит и его знания о себе, что он умеет, а что нет. В таком случае у человека развивается неуверенность и, как правило, у него низкая самооценка (из личного опыта и практики консультанта).

ОШИБКА №4 «Не делай это, а то…»

Как часто вы говорите своему ребенку, что произойдет, если он будет делать то, что вы не хотите? «Не ходи туда, там тебя собака укусит», «Не отходи от меня далеко, а то тебя чужие тети заберут» и т.д. Знакомо?

В таком случае у человечка формируется понимание, что многое он делать (иметь, получать) не может по тем или иным причинам. У него возникает страх, когда он все же решается сделать запретное. Часто страх оказывается сильнее желания и оно так и остается нереализованным. Человек становится нерешительным в жизни и если этот человек – мужчина, то ему приходится очень сложно.

Также такая позиция формируется, когда ребенку не позволяют самостоятельно искать выходы и пути решения в сложных ситуациях, налагая запреты на поведение, проявление эмоций и чувств и делая это за него.

ОШИБКА №5 «Не умеешь – не берись»

Ребенок в силу своих неразвитых способностей не все может делать идеально, аккуратно, правильно и мы, бывает, не подумав, говорим такие вещи. Соответственно, делается это неосознанно – мы не понимаем, какие последствия несут эти слова.

Формально это означает, если у тебя не получается что-то идеально – сдайся. Таким образом, мы вырабатываем у ребенка стремление к перфекционизму: «Или идеально, или никак».

Сами понимаете, как себя ведет человек, который вырос на таких высказываниях.

Таких людей сложно назвать зрелой личностью, они не умеют правильно адаптироваться в новых и непривычных ситуациях, реагировать на замечания и критику, не умеют брать ответственность на себя за свои поступки и свою жизнь (соответственно, часто перекладывают вину на других).

Чревато это тем, что при таком воспитании повзрослевшему человеку самому сложно адаптироваться в своей жизни и с таким человеком тоже тяжело в отношениях – он не умеет строить отношения грамотно и адекватно ситуации.

Арина Могучая специально для читательниц сайта Волшебство Фиолетовой Леди