Многих мам, которые планируют в ближайшее время оформить своего ребенка в детский сад, интересует тема адаптации ребенка к детскому саду. Естественно, возникает много вопросов к профессионалам, развивающимся в этой области.

Я хочу познакомить вас с Марьяной Михайловной Безруких – это автор курса «Ступеньки к школе», психофизиолог и педагог, профессор, доктор биологических наук, академик и директор института возрастной физиологии РАО, а также автор множества научных работ, книг и пособий, как для преподавателей, так и для родителей.

3 вопроса, которые чаще всего задают родители

  1. Обязательно ли ребенку ходить в детский сад? Можно ли идти в школу без детского сада?
  2. Есть ли дети, которым детский сад противопоказан?
  3. В каком возрасте ребенку лучше идти в детский сад?

Еще совсем немного времени тому назад педагоги и воспитатели сходились во мнении о том, что обязательно нужно идти в детский сад, непременно ребенок должен ходить в детский сад, иначе ему очень сложно будет адаптироваться в школе. Сегодня на этот вопрос отвечают не так категорично, потому что всегда были и сегодня есть дети «не садовские».

Это дети, которые просто не могут ходить в детский сад по ряду причин. Но обязательно, чтобы у ребенка был достаточно широкий круг общения, причем детского общения. Беда, если ребенок растет только в окружении взрослых. Это могут быть замечательные взрослые, они могут быть очень внимательные, ребенку с ними может быть очень интересно, но общение с детьми обязательно. Больше того, ребенок развивается лучше, когда он активно общается со сверстниками.

У Марьяны Михайловны в наблюдении есть много случаев, когда ребенок долго не начинает говорить (2,5-3-3,5 года). Ребенок говорит отдельные слова, но связной речи нет, а как только он оказывается в окружении детей, как только он попадает в детский коллектив, он тут же начинает разговаривать. Это вполне объяснимо, потому что окружающие ребенка взрослые настолько привыкают к его мимике, жестам, междометиям, к тому, что он хочет и не хочет, привыкают предугадывать его желания, понимать его взгляд, что у ребенка просто порой нет необходимости говорить, а вот в общении с другими детьми, в общении со сверстниками. Если ребенок не говорит, то контакта практически нет. Во всяком случае, он бывает достаточно сложным.

Для коммуникации, для социализации ребенка, для понимания себя в детском коллективе, конечно, очень хорошо, если ребенок будет ходить в какую-то группу и это не обязательно должен быть детский сад. Это может быть группа кратковременного пребывания и подготовки к школе, это может быть какой-то кружок, это может быть детская студия. Но любой такой коллектив вообще не предполагает свободного общения ребенка.

Не так давно было проведено занятие с довольно большой группой педагогов, воспитателей, логопедов из детского сада, и им был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько распространена свободная игра и свободное общение детей в детском саду?». Нет секретов в том, что она сокращена до минимума и специалисты это подтвердили. Поэтому детский сад, как место социализации, свободной игры, свободного взаимодействия ребенка со сверстниками – проблема.

Свободная игра возможна на детской площадке, на даче, когда дети собираются на какой-то праздник – к сожалению, таких вариантов общения у детей немного, хорошо бы, чтобы их было больше. Это может помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Ведь сегодня очень часто в детский сад отдают только в последний год перед подготовкой к школе и это облегчает адаптацию ребенка в детском коллективе, когда он идет в школу.

Второй вопрос – есть ли дети, которым детский сад противопоказан?

По медицинским показаниям есть дети, которые просто не могут ходить в детский сад – когда физические причины не позволяют ребенку посещать детский сад, бывают состояния психологического или психического здоровья, при котором ему очень сложно находиться в коллективе, сложно соблюдать режим детского сада. Но этим детям тоже обязательно какое-то общение и поэтому родители должны найти любые варианты, при которых будет контакт со сверстниками.

Мы знаем, что социокультурное развитие детей как раз и отличается тем, что у современных дошкольников очень ограничен контакт со сверстниками. По разным причинам. Для того, чтобы снять будущие проблемы контактов и социализации ребенка в школе, стоит найти варианты.

В каком возрасте лучше идти ребенку в детский сад?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Дети разные и каждый развивается в своем темпе. Индивидуальный темп развития детей различен. Расхождения между биологическим и паспортным возрастом может достигать полутора-двух лет, т.е. паспортный возраст ребенка может быть 3-4 года, а его биологический возраст (его развитие, развитие его речи, развитие регуляции, внимания, способность самообслуживаться) может быть такой, как у ребенка более младшего возраста, и это не криминал.

Поэтому хочется успокоить родителей. Индивидуальный темп биологического созревания и развития детей разный. Есть дети, которые развиваются быстро, но я не знаю ни одного ребенка с опережающим развитием, т.е. ребенка, который опережает свой возраст. Показатели уровня развития ребенка имеют очень широкий диапазон. Ребенок начинает говорить в 1,5 года, но есть дети, которые начинают это делать в 2-2,5 года, ближе к трем. Речь детей билингвов (т.е. когда в семье говорят на двух разных языках с детьми) развивается еще более медленно и это хорошо известный факт.

Чего не должно быть в развитии ребенка – это регресса.

Если вы наблюдаете за развитием своего ребенка, вы должны видеть постепенное нарастание любого качества, но регресса быть не должно. Например, ребенок начинает говорить, а потом что-то происходит и вдруг он перестает говорить. Вот таким «что-то» бывает первое посещение детского сада и это не единичный случай, когда отводят ребенка в детский сад, но это оказывается для него сильнейшим стрессом, особенно в ситуации, когда ребенок не подготовлен к детскому саду, когда родители не готовы помочь ребенку адаптироваться, и, к сожалению, очень часто бывает, что и воспитатели, и педагоги тоже не готовы.

Поэтому, уважаемые родители, смотрите за детьми, чувствуйте их состояние, разговаривайте с детьми. Все зависит от их уровня комфорта в этом учреждении.