В этой статье мы поговорим о том, что такое адаптация и как она проходит у ребенка, какой она бывает?

Адаптация в детском саду – это приспособление. Вообще адаптация к любым новым условиям, к любым новым ситуациям, к новой еде, к новой одежде, к новым детям, к новым воспитателям – это приспособление. Это ситуация, когда организм очень напряжен и он пытается найти способ спокойно реагировать на изменение ситуации. Но это всегда напряжение. При этом это напряжение и физиологическое, и психологическое.

2 главных характеристики адаптации ребенка:

Первая — физиологическая. Мы должны понимать, что это прежде всего адаптация к довольно жесткому и строгому режиму деятельности. Далеко не всегда дома ребенок соблюдает жесткий режим дня, который он должен соблюдать в детском саду. Если у ребенка дома был свободный режим, ему очень сложно приспособиться к режиму детского сада. Не случайно очень многие дети отказываются даже лечь отдыхать в новой обстановке, я уже не говорю о том, чтобы они ложились и засыпали. Есть дети, которые отказываются даже лечь и полежать. Хотя это обязательный компонент режима организации в детском саду.

Еще одна проблема – это режим и структура питания. Питание в детском саду не всегда похоже на то питание, к которому ребенок привык дома. Но можно сказать, что в хороших детских садах вкусная еда, хотя мы почему-то считаем, что то, что полезно – не вкусно.

Есть определенные структуры питания и определенный вид пищи, которая показана детям дошкольного возраста. Конечно, в детском саду никто не даст бутерброд с копченой колбасой, никто не даст соленой рыбки столько, сколько хочется. Но перед ребенком обязательно поставят тарелочку с супом, затем он должен скушать второе, на полдник часто дают кисломолочные продукты или молоко, что тоже дети любят не всегда.

Адаптация к режиму питания оказывается довольно сложной, потому что ребенок дома привык к другому режиму и другой структуре питания.

Вообще пищевые привычки очень тяжело меняются, они очень стойкие и формируются очень рано.

Режим питания в семье и структура питания часто отличается от структуры питания ребенка в детском саду. Хорошо бы перед тем, как ребенок пойдет в детский сад перейти на режим и структуру питания близкую к садовскому для того, чтобы ребенок хотя бы был к этому готов. Ведь порой для ребенка неожиданно то, что ставят перед ним.

Когда я работала в детском саду после школы, я видела забавную ситуацию, когда ребенку дали суп с машем, а он тогда не знал, что это такое, поэтому он отодвинул тарелку и сказал, что он суп с такими персиками не ест. То есть он, не понимая, что это, отодвинул от себя тарелку и сказал, что этого не ест.

Еще один сложный компонент физиологической адаптации – это адаптация к темпу коллективной деятельности. На это родителям стоит особенно обратить свое внимание. Дело в том, что пока ребенок дома взрослый приспосабливается к темпу деятельности ребенка, даже к медлительным детям. Это дети, которые делают медленно все – они медленно ходят, едят, разговаривают, включаются в игру – все медленно, вернее, медленнее, чем остальные дети в 1,5-2 раза.

В семье к этому привыкают и понимают, что изменить это чаще нельзя. А вот в детском саду есть коллективный темп деятельности.

Довольно часто можно наблюдать в группе ребенка, который сидит над тарелкой супа, а воспитатель несколько раз говорит: «Все уже оделись, и мы тебя ждем» и это бесконечная стрессовая ситуация. Ситуация, в которой ребенок не успевает за темпом общей деятельности группы – постоянно действующий микростресс. А любые стрессы оказывают негативное влияние на рост, развитие и здоровье ребенка.

Поэтому, когда вы в первый раз пойдете в детский сад для того, чтобы познакомиться с воспитателем, а это сделать нужно обязательно, послушайте внимательно, как говорит воспитатель. Если он говорит очень быстро, все движения его быстры, активны, резки, а вы знаете, что ваш ребенок медлительный, то, если есть такая возможность, то нужно бы подумать о том, что ребенку необходим другой воспитатель. Если этот вариант невозможен, тогда вы должны предупредить воспитателя, что у вас медлительный ребенок. Вы просите его, по возможности, не подгонять, не торопить, во всяком случае, не ругать его за низкий темп деятельности.

Вторая – психологическая характеристика.

Что такое психологическая адаптация? Это прежде всего адаптация к общим условиям и требованиям, потому что условия и требования бывают разные в зависимости от того, какой воспитатель. Быстрый, решительный, резкий, авторитарный воспитатель не подходит детям медлительным, детям со слабой нервной системой, детям с неврозоподобными расстройствами. Такого воспитателя выдержит только крепкий, решительный, здоровый ребенок, который мало реагирует вообще на происходящее вокруг. Таких детей единицы.

В основном, конечно, дети, особенно маленькие в 3-4 года, когда их ведут в детский сад или в 5-6 лет, когда их ведут уже перед школой, очень чувствительны к речи взрослого, к интонации, к оценке взрослого.

Для того, чтобы понять, как ребенок психологически реагирует и адаптируется, важно с ребенком разговаривать.

Важно обсуждать все, что происходит с ним в детском саду, важно не отмахиваться от его жалоб. Дети зря никогда не жалуются.

Нужно быть очень внимательными к жалобам ребенка, к тому, как он рассказывает, что у него не получается, что получается, что огорчает. Иногда дети очень сильно замыкаются и не рассказывают, что происходит – задача взрослого разговорить. Порой бывает так, что ребенок пришел из детского сада, ничего не рассказывает и, может быть, он не в силах ничего рассказать, поэтому не надо в этот момент из него вытягивать информацию, особенно перед сном.

Лучше поговорить об этом на следующий день, но перед сном огорчать ребенка, вспоминать огорчения не следует, он не выспится и завтра пойдет в детский сад с плохим настроением.

Вторая психологическая проблема – это адаптация в коллективе сверстников. Порой это бывает тоже очень сложной задачей. Сложно адаптироваться в коллективе сверстников медлительным, очень эмоциональным и чувствительным детям, сложно гиперактивным детям, потому что они подвижны, активны, порой могут кого-то неловко толкнуть, задеть. Если речь идет о детях 3-4 лет в коллективе сверстников не играют еще вместе, они только учатся этому. Они играют рядом, но не вместе. Вместе они начинают играть чуть позже, ближе к 4,5-5 годам, потому что совместная игра требует очень много отдачи, много внимания и она еще не доступна детям 3-4 лет.

Также это адаптация к чужим взрослым. Тем, кто рос только с мамой, бабушкой, няней, привык к постоянной поддержке, подбадриванию, кажущееся невнимание воспитателя может стать для ребенка проблемой. Часто можно услышать от детей следующее — ребенок приходит из детского сада и рассказывает, что его воспитательница не любит, она на него никогда не смотрит. Мы прекрасно понимаем, что в группе детского сада 25, а иногда и больше детей, то оказать всем достаточно внимания просто очень и очень сложно. Но ребенок привык, что дома он всегда получает внимание взрослых. В таком случае, ребенку нужно объяснить, что Вере Петровне сложно смотреть на всех сразу и уделять много внимания.